Статья Использование ИКТ на занятиях с детьми ОВЗ в условиях дома-интерната.
Использование ИКТ на занятиях с детьми ОВЗ в условиях дома – интерната.
Проскурякова Е.П. учитель-дефектолог.
Процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.
Вследствие нарушения умственной деятельности не формируются :
1.навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует;
2. устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру.
Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории. Для этого как нельзя лучше подходят информационно - компьютерные средства обучения, так как развитие детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается лишь тогда, когда обучение на занятиях строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
По средствам ИКТ любое занятие можно сделать более активным, наглядным, познавательным. Одной из главных задач специалиста на занятии, является удержать внимание воспитанников. Если правильно использовать ИКТ, это позволит активизировать внимание, развивать мышление.
Считаем, что нужно подходить к ребенку не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, чего он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
Коррекционно – развивающие занятия с использованием компьютерных технологий проводятся в нашем учреждении в компьютерном классе.
Применение информационно-компьютерных технологий с детьми проживающих в нашем доме- интернате имеет свои особенности. Материал подбирается разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
расширяет возможность самостоятельной деятельности,
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
провести физкультминутку, интеллектуальную игру
1.Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которые стоят.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Создана, медиатека презентаций к занятиям по тематическим темам («Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Птицы» и др. В начале нашей работы были простые формы представления информации (демонстрировались слайды с изображением животных, овощей и т.д. ), сейчас разрабатываются динамические презентации в которых ребенок может рисовать и производить простые действия. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало?, «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме.
С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны и созданы мультимедийные музыкальные физминутки («Зарядка с зайцами», «В гостях у солнышка»). Разработан цикл глазных гимнастик с использованием ИКТ по следующим темам: «На весенней полянке», «Танец снежинок» и др.
Каждое занятие направленно не только на овладение ребенком способами управления компьютером, но и на развитие его памяти, внимания, обогащения словарного запаса, пространственного мышления, а так же подъема общего культурного уровня.
2.Для проведения занятий с использованием компьютерных программ создан компьютерно – игровой комплекс «Познавай-ка», куда входят следующие обучающие игры :
Несерьезные уроки («Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся мыслить логически», «Учимся думать», «Буквы и цифры», «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию», «Учимся рисовать»);
Веселые акварели (ребенок раскрашивает веселые картинки с образцом и без образца);
Волшебные феи: Азбука.(«Звук и Буква», «Найди букву», «Составь слоги»; Математика ( знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и объясняет простейшие действия с ними - сложение, знаки "больше" и "меньше", пространственная ориентировка. Посчитай-ка», «Неравенства», «Помоги мишке», «Сказочные задачки», «Построим домик» и другие) ;
Мир информатики (1-2,3-4) ( Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем, способствуют развитию внимания, зрительной памяти);
Компьютер для малышей (пазлы, раскраски).
Все эти игры способствуют формированию пространственных представлений, моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, закреплению цвета, формы, цифр, букв, активизацию словаря. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников : умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
3. В этом году мы начали использовать ресурсы сети Интернет. Работа на сайтах « Теремок», «Играемся» - детские, развивающие онлайн – игры.
4.ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Данная работа сочеталась с пропедевтическим курсом информатики, в частности, с формированием начальных пользовательских навыков работы на персональном компьютере. Их использование способствуют развитию моторики, внимания и памяти ребенка, активизации мышления.
5. Проводится совместная работа с учителями школы, где идет закрепление учебного материала и отрабатываются навыки работы с компьютером.
Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.
Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
Ребенок стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируется программа, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера, что значительно повышает его самооценку.
Таким образом, практика и диагностика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Сравнительный анализ результатов обследования детей (сентябрь – май) показал положительную динамику в развитие :
повышение мотивации к работе на коррекционно-развивающих занятиях;
умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
внимания и памяти;
мелкой моторики, тончайшей координация движения глаз и рук;
навыков обобщения и классификации;
работоспособности.
15