Использование ИКТ технологий при работе с детьми с ОВЗ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Овчаренко И.А.
МКОУ СОШ № 5 г. Россоши
ovcharenko.inna.aleks@mail.ru
В соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» сегодня обучение детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений развития образования в России. Согласно «Конституции Российской Федерации» все категории граждан имеют равные права на получение образования[3].
Одним из основных условий успешной социализации детей с ОВЗ и полноценного участия в жизни общества является их обучение на равнее с обычными детьми, то есть полная или частичная включенность в образовательный процесс.
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации предпринимает большие шаги для обеспечения образовательных учреждений необходимым компьютерным оборудованием, позволяющим обеспечивать качественное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывая особенности их психофизического и умственного развития, а также состояния здоровья.
У детей с ОВЗ зачастую низкий интерес к обучению, вызванный дискомфортом со стороны своего здоровья и отношением людей в обществе к «особым» детям. Сегодня эта проблема решается с помощью информационных технологий. Цвет, движение, звук – это то, что делает любое занятие более интересным и красочным, позволяет долго удерживать внимание ребенка, стимулирует познавательную активность.
«Использование ИКТ- технологий позволяет сделать процесс обучения более содержательным и эффективным, за счет своей наглядности. Осознание ребенком с ОВЗ того, что он может сам познать неизвестные ему знания и умения, приобрести иные формы общения дает ему веру в свои силы.»[2]
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я используются развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением, которые являются совместной разработкой НПФ Амалтея и израильских специалистов в области детского развития и современных компьютерных технологий. Видеобиоуправление – это технология отслеживания движения тела и жестов на стандартном ПК. Комплексы с видеобиоуправлением предназначены для улучшения качества движения, тренировки функций внимания и развития познавательных процессов.
Интерактивные игры, включенные в комплекс, позволяют повышать мотивацию детей к различной деятельности. Все задания, предлагаемые создателями программы, составлены в веселой и интересной форме. В игровой среде развиваются двигательные и когнитивные навыки.
Комплексы с видеобиоуправлением позволяют решить очень большую проблему: играя, дети не замечают тяжелой и интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого [1].
Данные комплексы включают в себя программное обеспечение, обычную веб-камеру и набор ярких шариков перчаток.
Работая с ребенком с нарушением опорно –двигательного аппарата, использую четыре комплекса производства НПФ Амалтея : «Возьми и сделай»; «Тимокко»; «Буквы. Цифры. Цвета.»; «Игры с Тимом», которые позволяют решать ряд задач:
правильно распределять и концентрировать внимание;
повышать скорость реакции;
улучшать память и понимание последовательности зрительных и слуховых стимулов;
развивать двустороннюю координацию при использовании обеих рук одновременно;
улучшать координацию рук и глаз;
обучать контролю над движениями, тренировать точность движений;
развивать абстрактное мышление и тренировать навыки на уровне действия-противодействия;
укреплять и стимулировать слабые мышцы плечевого пояса и рук;
обучать направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве [1].
Таким образом, компьютерные технологии способствуют развитию творческих возможностей и творческого потенциала школьников. У детей с ОВЗ благодаря ИКТ – технологиям обостряются зрительное восприятие и слуховое внимание, что способствует положительному результату обучения и развития.
Информационные технологии дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть практическими способами работы, помогают находить нужную информацию из огромного потока и обмениваться ей с помощью современных компьютерных средств.
Любой урок с применением ИКТ становится современным, интересным, красочным и привлекательным для детей. Благодаря компьютерным средствам обучения, появилась большая возможность осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.
Библиография:
1. http://amaltea-spb.com
2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа – 2008 - №1 с.31
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.