Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях.


ГБОУ РХ «Черногорская (специальная) коррекционная школа-интернат
Устьянцева Нона Джемальевна, воспитатель
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
 
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими  детьми.
 Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в работе открывает возможности: 
представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
активизировать познавательную деятельность воспитанников;
оптимально использовать время на занятии;
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к воспитательным мероприятиям считаем, создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование  мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
*  повышению эффективности усвоения материала детьми;
*    повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
*        активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики
рук;
*        формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления
обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
*        созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа
ребенком собственной деятельности;
*        подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации используем на различных этапах совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение  объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
Как информационно-обучающее пособие;
Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваем в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваем его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываем, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
 Использование созданных нами мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у нас появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ  в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год наши воспитанники принимают участие в ряде городских, республиканских и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ .  
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература:
1.     Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
2.     Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
3.     Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
4.     Мохаммад Н.В. доклад  «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
5.     Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001