Коммуникативные педагогические технологии в системе внеурочных мероприятий при обучении иностранному языку в сельской школе

Коммуникативные педагогические технологии в системе внеурочных мероприятий (во внеурочной деятельности) при обучении иностранному языку в сельской школе в свете реализации требований ФГОС ООО

Конец ХХ и начало ХХI вв. войдут в историю методики обучения иностранного языка, как годы возникновения и развития целого ряда новых технологий обучения. Научно-технический прогресс, ставший главной причиной информационного взрыва, предъявил требования к характеру владения иностранным языком и тем самым определил некоторые принципы и параметры новых технологий обучения. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт пересматривает роли участвующих сторон в учебном процессе. Преподаватель должен грамотно направлять деятельность учащихся, а ученик становится активным участником учебного процесса. Поэтому возникает необходимость в применении «активных методов обучения» для достижения целей. Появление и развитие активных методов обучения обусловлено ещё и тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Правильно организованный процесс обучения с использованием технологий может способствовать, в частности, росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможности обучаемых по овладению языком.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Как показала практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативной технологии, цель которой состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях, заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке.
Изучение английского языка в условиях же муниципальной сельской школы не имеет возможности непрерывного общения с носителями языка и тем самым при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета “иностранный язык”. Отсюда определяются некоторые противоречия в преподавании иностранного языка в средней школе.
Возникает проблема мотивации учащихся к изучению иностранного языка в сельских школах, значение которой возрастает в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта, так как основная цель обучения - формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной.
"Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет" (К.Д. Ушинский). Учение же опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более легким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний, таким образом, интерес является действенным, реальным мотивом учения.
Но в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться только на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов учащихся особое место может принадлежать такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная работа по предмету.
Важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком - формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения», а, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими обучающимися и дальнейшего саморазвития. Учитель при этом стимулирует развитие мотивационной сферы учащихся системой психологически продуманных приемов.
Трудностями формирования познавательного интереса у учащихся сельских школ, выступают:
- малое количество обучаемых (5-8 человек в классе). Характерной особенностью является высокий уровень общей тревожности, ведь практически на каждом уроке ученик должен отвечать, участвовать в совместной работе, оцениваться учителем. Напряжение в течение пяти-шести уроков каждый день снижает активность учеников, желание проявлять себя на уроках. В связи с этим в сельской школе возрастает значимость внеклассной работы, которая объединяет учащихся разных классов, расширяет круг взаимодействия школьников, способствует развитию познавательного интереса и коммуникативных умений школьников.
- низкий уровень жизни (большое количество детей из многодетных и/или малообеспеченных семей). И такие доводы, как, выучишься, поедешь за границу или будешь работать в большой компании, где тебе понадобится знание АЯ, малоубедительны, сомнительны для ребенка.
- низкий уровень образования родителей, а так же их низкий уровень педагогической грамотности, /диаграмма/и, как следствие:
- низкий уровень притязаний у детей («хочу стать кочегаром») и т.п.
В городах, в условиях реальной возможности общения с носителями языка, интерес к иностранным языкам растет из года в год. Учащиеся общаются с зарубежными сверстниками, получают приглашения пожить в их семьях, практикуются в языке, общаясь с иностранцами в своем городе, посещают языковые школы и имеют перспективу продолжить обучение за границей. Сельские же ребята лишены таких возможностей, свое будущее они связывают с родным селом, где знание языка не требуется, на их взгляд, поэтому для них язык – это тяжёлая ноша, которую они вынуждены нести и, они, не скрывая свою скуку, зевают и просто ждут конца урока. Таким образом, учителю сельской школы необходимо использовать все способы и приемы работы для преодоления сложившегося стереотипа отношения к изучению иностранного языка.
Детям необходимо проявить себя здесь и сейчас, у них должен быть выход знаний, возможность получения социального опыта во время обучения, а не когда-то в необозримом будущем. Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Такую возможность дают детям внеурочные занятия. Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Внеклассное мероприятие – средство мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. А если ряд таких мероприятий объединён в целый комплекс, то наступает настоящий праздник английского языка.
К «активным методам обучения» применяемым во внеурочной работе можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в занятие, проектный метод, использование ИКТ и другие.
Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у школьников может осуществляться путём решения следующих задач: 1.     Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности.
2.     Система педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и поощрений.
3.     Максимально эффективное использование аудиовизуальных средств обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.
4.     Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
5.     Использование личностной индивидуализации.
6.     Разработка системы внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
7.     Привлечение родителей к процессу изучения иностранного языка.
Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Во внеклассной работе учащийся чувствует себя более раскрепощенным, т.к. за деятельность «после уроков» ему не ставят оценки.
Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения учителя и учеников. Фактор увлекательности и занимательности, характерный для проводимых внеклассных мероприятий, также способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь повышает интерес к изучению иностранного языка.
Конечно же, в условиях сельской малочисленной школы можно объединять учащихся всей школы при проведении любого мероприятия, но всем хорошо известно что, то, что интересно младшим школьникам, скучно для старших и, наоборот, то, что интересно старшим, непонятно младшим школьникам, поэтому, конечно же, необходимо деление школьников по ступеням.

Первая ступень – начальный уровень обучения (1-4 классы).
На начальном этапе закладываются основы овладения языком, которые во многом определяют успехи в изучении этого предмета школьниками на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение начальному этапу в изучении иностранного языка. Он писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself»
Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка.
На данном этапе главное – не то, чтобы дети как можно раньше начали говорить на иностранном языке, а чтобы они хотели это делать. Способов повышения интереса к изучению иностранного языка у младших школьников существует множество.
Формы проведения внеурочных мероприятий
При обучении английскому языку уже с начальных классов можно использовать метод проектов, исследовательские работы которые приобщают учащихся к исследовательской деятельности, развивают их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. И здесь, что очень важно, без внимания нельзя оставлять никого, потому что каждому ученику очень важно, чтобы их работы могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
Младшим школьникам также очень нравится соревноваться и принимать участие в олимпиадах. Доступным видом работы может стать проведение олимпиады по английскому языку среди учащихся начальной школы. (Школьная олимпиада для начальных классов «Начало». Проводится в Березовской школе с 2013 года)
В школе организована внеурочная деятельность по английскому языку «Magic English». Занятия рассчитаны на 1 час в неделю. Внеурочная деятельность позволяет охватить игровую, социально-преобразовательную, досугово-развлекательную деятельность и художественное творчество, бытовую сферу.
В рамках внеурочной деятельности можно:
- проводить игровые мероприятия (Подвижные игры, интеллектуальные игры, соревнования и конкурсы)
- готовить детей к выступлениям на сцене (Театральные постановки на английском языке, разучивание и исполнение песен на английском языке и выступление на следующих мероприятиях: Общешкольное родительское собрание, Новогодний праздник, Отчётный концерт школы).
- организовывать тематические вечера посвященные праздникам англоговорящих стран.
- выполнять творческие работы в различных техниках и на различные темы
- переносить язык на бытовые области (приготовление пищи по английскому рецепту, расстановка мебели в квартире и т.п.).
- посещение стран изучаемого языка посредством видеоматериалов.

Вторая ступень – средний уровень обучения (5-8 классы).
Учащиеся на данном этапе уже достигают определенного уровня владения иностранным языком. И чтобы у учащихся не снижалась мотивация к обучению и соблюдалась преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено, необходимо продолжать работу во внеурочное время и более тщательно продумывать новые формы внеклассной работы.
Формы проведения внеурочных мероприятий
Внеурочная работа в 5-8 классах представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа Quest, в формате игр «Звездный час», «Самый умный», «Счастливый случай», «100 к 1», различными конкурсами и олимпиадами, играми, а также постановками сказок и других произведений на изучаемом языке. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. 
Одним из требований современности является использование информационно-компьютерных технологий при обучении дететй. Дети сами хотят работать на компьютере, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран.
Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации. Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. Необходимо продолжать работу по созданию проектов, естественно с учётом возрастных особенностей. Учащиеся могут выполнять такие проекты, как: “My Motherland”, “The place we live in”, “British and Russian traditions”, “Represent the country”, “How to save our planet”, “Seasons in Flowers”. Работа над проектами способствует практическому применению языка.
Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.
Участие учащихся в районной профильной смене по иностранным языкам позволяет не только общаться учащимся разных школ, но и слышать другой иностранный язык. Дети становятся более раскрепощенными, не «боятся говорить» на изучаемом языке.

Третья ступень – продвинутый уровень обучения (9 -11 классы).
Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок – это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. На данном этапе полезно вовлекать учащихся в участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих вечерах.
Формы проведения внеурочных мероприятий
Невозможно познакомить ребят подробно с многочисленными праздниками англичан и американцев только на уроке, поэтому эту деятельность можно перенести на внеурочное время.
Систематическая работа по подготовке к общешкольной творческой Олимпиаде, к конкурсам знатоков английских пословиц и поговорок, переводчиков и конкурсу (фестивалю) «Песни на английском языке» позволит также поддерживать интерес учащихся к языку и повышать мотивацию к изучению английского языка. Музыка, стихи, песни, сказки - сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания. Учитель иностранного языка - прежде всего учитель иноязычной культуры, задача которого заключается в приобщении учеников к культуре народа - носителя языка. Один из способов решения - это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка.
Старшеклассников можно привлекать к проведению внеклассных мероприятий, предлагать им роли ведущих, жюри, оформителей и организаторов мероприятий.

Организовывая внеклассную работу необходимо не забывать об индивидуальных формах внеклассной работы.
Индивидуальная внеклассная работа включает деятельность, которая проводится с отдельными учениками: подготовка сообщения или доклада, участие в конкурсах и олимпиадах, чтение книг, разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений на иностранном языке, изготовление наглядных пособий, оформление стенгазет, издание буклетов, составление кроссвордов, ребусов и т.п. Выполнение проектов, заполнение разного рода бланков, анкет на английском языке, а в особенности переписка со сверстниками из США, Австралии дают учащимся возможность определить свой уровень владения письменным английским языком.
Огромные возможности для осуществления индивидуальной внеклассной работы с одаренными детьми дают Интернет-технологии. Талантливые учащиеся могут принимать участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях, что дает возможность проверить свои знания, уровень владения языком, приобрести опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой, расширить свой кругозор и получить документальное подтверждение своих побед в виде всевозможных грамот, дипломов, медалей, а возможно и призов.
Таким образом, внеклассная работа по английскому языку, характеризующаяся преемственностью по отношению к классной, может помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого предмета и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы", а своими увлекательными формами она создаст определенный эмоциональный настрой и явится мощным рычагом мотивации учащихся.

«Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание иностранный язык для любого образованного человека, но и быть в состоянии поддерживать интерес к изучению языка, стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения, средством получения информации, когда они слушают, говорят и читают на этом языке». (Рогова Г.В.)
Учащимся надо объяснять, где и как они могут практически применить свои знания. Но польза от таких бесед будет невелика, если учащийся сам, на своем личном опыте не испытает удовлетворения от представившейся ему конкретной возможности применить свои знания, умения и навыки.


Заключение
Мой пока еще небольшой педагогический опыт показывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Также повышается качество знаний.
На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия больше детей, изучающих английский язык.
Подытоживая сказанное, сделаем выводы: повышение интереса к изучению английского языка возможно за счет:
1) разнообразия приемов и форм работы;
2) использования таких приемов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;
3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебным материалом;
4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой стороны, которые бы вызвали у школьников веру в успех и желание действовать вместе.

P.S.
В прошлом году на вводном занятии, когда мы разбирали значение изучения английского языка для жизни, ученица 2–го класса сказала: «чтобы выступать на праздниках».
Таким образом, английский язык становится средством самовыражения, коммуникации и получения информации не в далеком будущем, а сейчас, в ближайшем будущем.
















Список литературы:
1. Баринова С.  Э. О развитии творческих способностей учащихся средствами иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2012. №9. – с. 32-35.
2. Бикеева А. С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2005. №2. – с. 37-43.
3. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения//Иностр. языки в школе. - 1996. - № 3;
4. Введение в коммуникативную методику обучения  английскому языку. Пособие для учителей России / Oxford University Press – 1997 г.
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с. – ( Стандарты второго поколения);
6. Григорьева М. Б. Использование игровых приемов на уроке иностранного языка. // иностранные языки в школе. 2011. №10. – с. 47-50.
7. Е.И. Пассов «Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея». – М.: Глосса-Пресс, 2006.
8. Комаров А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка // Иностранные языки в школе. 2003. №4. – С. 45-50.
9. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. «Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. Мн., 1999г.
10. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций / Под ред. Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
12. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – М., 1992.
13. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. 381 с.
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002;
15. Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка. Методические рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2008 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык»);
16. Электронные интерактивные доски SMARTboard - новые технологии в образовании / http://www.smartboard.ru/
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Байкова Р.,  Коммуникативная технология в обучении английскому языку
18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., Использование интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку