Презентация на тему Новой школе-новые технологии
Педсовет Новой школе – новые педагогические технологиииличему еще нам надо учиться.Зам.директора по УВР ГБОУ школа №48 Кряжева Е.А.Санкт-Петербург развивающее обучение; проблемное обучение; кейс технология; коллективную систему обучения (КСО); Технология активного обучения, эвристическое обучение, дискуссионные технологии, педагогическая студия, педагогические мастерские, деловая игра и др исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию тренингового обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио» и др; технологию дистанционного обучения и др. Технологии активного обучения совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности Активные методы обучения методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той илииной проблемы (Мирежиков В.А.).Интерактивные* методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. *Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы. Эвристическое обучение подразумевает не передачу учащимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструирование будущего. Проблемное обучение Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность. Способствует приобретению учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задачСоздание условий для самостоятельного выбора способа разрешения проблемной ситуации. Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успехаСоздание условий для самореализации. Формирование креативного мышления учащихся. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных, надпредметных и специальных умений и навыков Технология коллективного взаимообучения Парная работа используется в трех видах:статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность Главная цель педагога-обучение ученика деятельности в коллективной работе.Состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых делится на четыре основных такта:вводе в проблемную ситуацию,работа по творческим микрогруппам,вынос обсуждаемой проблемы на поток,выход на новую проблему. Способствует формированию личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала. Технология «учебные портфолио» Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:конечным результатам;материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности;приложенным усилиям.В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.)второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты)третий - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения);четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы).Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения. Технология обучения в сотрудничестве Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.Идея обучения в сотрудничестве:учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности;группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками;оценивается работа не одного ученика, а всей группы;учитель сам выбирает ученика, который отчитывается за задание. Исследовательская технология. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информацииФормирование способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу Технология решения исследовательских (изобретательских)задач Сущность технологии состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы помочь учащимся в осознание проблемности, для нахождения способов разрешениия проблемных ситуации, научить видеть и анализировать их, выяснять проблемы и задачи. Основой решения творческо-поисковых задач является сочетание логического анализа и интуиции.Структура деятельности для решения задач.Анализ состава задачи (осознание задачи, актуализация и организация знания, перекодирование, переформулирование задачи)Осознание проблемности (формулировка проблемы)Поиск плана решения (гипотеза, доказательство)Осуществление решения ( реализация последовательности шагов плана)Ретроспективный анализ задачи (рефлексия) ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель ТКМ: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. ) Разбивка на кластерыСинквейнЗнаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-УВзаимообучениеРазработки для самостоятельных занятийДвойные дневникиОставьте за мной последнее словоПятиминутное эссеМодельные уроки: - Чтение со стопами - 6 шляп критического мышления - Зигзаг и т.д. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ Игровая технология Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов. Игровая технология (дидактическая игра). Формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха для каждого. Приобретение знаний через удивление и любопытство. Создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его учебных индивидуальных способностей. Обучение находить решение задачРазвитие интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения), создание «поля успеха»Приобщение учащихся через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды Информационные технологии Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;снижению дидактических затруднений у учащихся;повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Способствует приобретению учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задачСоздание условий для самостоятельного выбора способа разрешения проблемной ситуации. Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успехаСоздание условий для самореализации. Формирование креативного мышления учащихся. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных, надпредметных и специальных умений и навыков Тренинговые технологии Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений.Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки.Принципы построения:диалогизация;постоянная обратная связь;самодиагностика;добровольное участие;конфиденциальность.В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием. Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др. -Дискуссионные технологии- круглый стол,собрание,ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения. Заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса,проблемы и сопоставление информации, идей,мнений,предложений. -Дискуссии:диспут;конференция;дискуссии в печати ,по радио,по телевидению;прогрессивная дискуссия.-Используемые методы:вопрос,ответ;метод контрольных вопросов;обсуждение в полголоса;методика «лабиринта»;методика эстафеты;свободно плавающая дискуссия; «аквариум». Педагогическая студияПролог-психологический настрой,интеллектуальная установка.Этюд-иллюстративный метод,обеспечивающий прдъявление того феномена,который изучается на студии.Экспликация-метод аналогии,позволяющий построить логический путь от житейских представлений к научным обобщениям,понятиям.Коррекция-упражнения,содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла.Рефлексия-завершающая часть,способствующая осмыслению нового опыта. Педагогические мастерские- специально организованное педагогом развивающее пространство,которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению нового знания.Этапы:-индуктор;социализация –работа с материалом,информацией;-обработка информации в виде коллективного творческогопродукта;-представление своих открытий,проектов;-рефлексия-общий анализ пережитого,открытого в себе. Технология организации активных лекционных форм:Лекция –визуализация(содержание представлено в образе:рисунок,графика,схема.Лекция вдвоем-проблематизация происходит за счет формы и содержания.Лекция –пресс конференция.Лекция – консультация. Лекция –провокация. Лекция – диалог. Лекция с применением дидактических методов: «мозговой атаки», «метод конкретных ситуаций» Деловая игра.Цель: сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе,выработка стиля поведения.Условия:проигрываются реальные события;приводимые факты должны быть интересными;ситуации – проблемными. Технология деловой игры Этап подготовки : -разработка сценария - плана деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения. -Ввод в игру - постановка проблемной цели - условия, инструктаж - регламент ,правила - распределение ролей - формирование групп - консультации. -Этап проведения. Групповая работа над заданием - работа с источником - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником -Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результата - правила дискуссии - работа экспертов. -Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка - выводы и обобщения – рекомендации. Дебаты.Цель:сформировать логическое и критическое мышление,навыки организации своих мыслей,уверенность в себе,способность работать в команде,эмпатию,толерантность.Этапы:-подготовка к игре(тема,тезис,которые провоцируют интерес,затрагивают значимые проблемы).-работа с информацией по теме(активизация знаний,поиск информации,составление кейсов).-выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения).Методы:речь спикера,перекрестные вопросы,тайм-аут,свободные дебаты,симпозиум,эспресс-дебаты и т.д. Кейс технология.Цель:научить слушателей анализировать информацию,выявлять ключевые проблемы,выбирать альтернативные пути решения,оценивать их и принимать оптимальное решение,формировать программу действий.Этапы: -изучение текста с описанием ситуации,самостоятельно выясняется суть проблемы и определяется собственная позиция по оценке ситуации;-работа в небольших группах,обмен мнениями по кругу проблем;-общегрупповое обсуждение под руководством учителя;Особенностью обсуждения является то,что учитель не дает качественной оценки ответов. Любое высказывание воспринимается как допустимое. Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуацияхПредоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата)Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностейсамостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем