Сообщение на педагогическом совете по теме Образовательные педагогические технологии


Современные педагогические технологии.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования.
Одной из главных задач , является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
В первом полугодии в нашей школе проходили взаимопосещения уроков: взаиммопосещения в параллели, посещения 1 и 4 классов, взаимопосещения 1 классов четвёртыми, 2 классов первыми, 3 классов – четвёртыми. 4 классов – третьими. Цели посещения: обмен опытом овладения новыми образовательными технологиями.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, используются следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Технологии проблемного обучения были использованы учителями Борисовой, Прохоровой, Пономарёвой, Учитель Худякова использует задания разного уровня сложности, Орлова использовала технологию продуктивного чтения.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения,
2. Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований на уроках в 1,4, 3, 2 классах ( Прохорова, Балалыкина, Расказова, Худякова) дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У теленяньки дитя без друга», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки все наши учителя стараются строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?Используют на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
4. Информационно-коммуникативные технологии
ИКТ используются в следующих направлениях:
1. Ведение рабочей документации в электронном формате.
2. Использование на уроках.
3. Создание мультимедийных презентаций.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, На уроках учителями используются презентации, найденные в Интернете, а также созданные ими. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.
4. Использование ИКТ во внеурочной работе
Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, учитель может провести беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с фотографиями, видеороликов и т.д.
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Использование ИКТ на уроках показали Балалыкина, Рассказова, работу в группах Прохорова. Все учителя в той или иной степени используют работу в группах и ИКТ на уроках.
5. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться
1) Пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.Учитель:– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) – Какой вопрос у вас возникает?(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
2) Урок русского языка.
На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 212 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:
(2 + 5) * 3 = 212 + 5 * 3 = 17
На разных уроках предлагаются задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)– Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Домик
Раз, два, три, четыре, пять.(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)Вышли пальчики гулять.(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)Раз, два, три, четыре, пять.(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)В домик спрятались опять.(Возвращаемся в исходное положение.)
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу,(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)Поздороваюсь с ним сильноИ вытягивать начну.Руки я затем помою,(Потереть ладошкой о ладошку.)Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закрою.(Пальцы в «замок».)И тепло поберегу.Выпущу я пальчики,(Пальцы расцепить и перебирать ими.)Пусть бегут, как зайчики.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:
ОПТ                     ПАРЛОНАГААТАКОРТАНАРААДАСКА ПАЛКУРИЦАКЕТИКАБАЛХИСАРМПЛЯКЕР
(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
САМО                     БУКФУТБАЛКАПКОНВАКАГОНЧАЙ БОЛВЕРТВАРЬНИККОННАЛКАГОНКАНВАР
3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например:
Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:
Учитель проговаривает сказку «Колобок» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече колобка с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу. – Ребята, если Колобок не справится со своим заданием, то его съест Волк, давайте поможем решить Колобку примеры. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках)…
4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут.(На воре шапка горит)2. Радость ушла – заколоти дверь.(Пришла беда – отворяй ворота)3. Трусость деревни избегает.(Смелость города берёт)4. Чужие штаны дальше от ног.(Своя рубашка ближе к телу)5. На свой хлеб закрой глаз.(На чужой каравай, рта не разевай) 6. Товарищ спасается. А тебя бросает.(Сам погибай, а товарища выручай)7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.(Сделал дело, гуляй смело)9. Утка корове подружка.(Гусь свинье не товарищ)10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.(Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.