Конспект занятия по развитию речи Навстречу зимней сказке


Занятие по развитию речи в карантинной группе
КУ « Детский социальный центр» администрации города Енакиево.
Тема: « Навстречу зимней сказке»
Цели занятия:
Обучающие: создать условия для формирования представлений о произведениях русских поэтов-классиков, художников и композиторов о зиме; способствовать расширению знаний об их творчестве. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения. Расширять представления детей о характерных признаках зимы и её особенностях.
Развивающие: продолжить работу над развитием образного мышления детей, их речи через эмоциональное восприятие живописи, поэтических и музыкальных произведений. Развивать воображение, мышление, красивую грамотную речь.
Воспитывающие: воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы, культуру общения, интерес к поэзии.

Оборудование: портреты поэтов, выставка книг, репродукция картины Ивана Вельца « Зимнее солнце», видео-отрывок « Вальс снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щеллкунчик» 1965 года, аудиозапись стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…» в исполнении российского актёра О Табакова, листы бумаги « под старину» с рисунками и автографами А.С. Пушкина.

1. - Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим об одном из времён года, почувствуем и насладимся красотой природы в это время года при помощи художественных средств: стихотворений, картин и музыки. Послушайте, пожалуйста, загадку:
Тройка, тройка пролетела,
Скакуны у тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
- О каком времени года эта загадка? (ответы детей)
- Ребята, наше занятие мы посвятим волшебнице-зиме. В чём же волшебство зимы? В чём её сказка? Всё это нам помогут узнать поэты, художники и композиторы, ну, и, конечно же, вы сами, ребята. И сейчас мы с вами отправимся в волшебный мир поэзии.
2. – Поэт, поэзия…А что же такое поэзия? Поэт?
( произведения, написанные стихами, тот, кто пишет стихи).
- А теперь послушайте предложения:
Поэзия зимнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
- Что теперь скажите о поэзии? Как теперь понимаете слово «поэзия»?
- Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».
- Поэзия – стихотворения, произведения, написанные стихами; красота, прелесть чего-либо.
- А зима – это очень красивое время года. Многие поэты воспевали её в своих стихотворениях.
Например, стихотворения русского поэта Ф. И. Тютчева необычны по своему настроению, слогу, удивительному звучанию.
- Послушайте внимательно.
Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852
- Какой представилась вам зима во время прослушивания стихотворения?
- Почему в стихотворении лес « околдован», « сном волшебным очарован»?
- Как вы понимаете такие строчки:
« …И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой…»?
- С чем сравнивает поэт снег? ( со снежной бахромой, лёгкой цепью пуховой).
- Выражение « ослепительная краса» поэт использует в прямом или переносном смысле? ( ответы детей).
Зима бывает разной. Она бывает студёная с морозами, бывает с метелями и вьюгами, а бывает ясная и солнечная. Но всегда неизменно сказочная, волшебная и очень красивая. Эта красота не может оставить людей равнодушными, именно поэтому рождаются стихи, картины и музыкальные произведения о зиме и зимней природе.
-Ребята, а кто из вас знает стихотворения о зиме?
( дети наизусть читают стихотворения?«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.» ( А. С. Пушкин).
- Что вы представили, слушая это стихотворение?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- С удивительной трогательной простотой А. С. Пушкин рассказывает нам о зиме. Зима-время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

( отрывок из стихотворения « Зимний вечер» А.С. Пушкина)
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.»- Какой представилась вам зима после прослушивания этого стихотворения?
- С кем сравнивает поэт бурю?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
( отрывок из стихотворение « Зимнее утро» А.С. Пушкина)
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.»- Ребята, обратите внимание, как поэт, используя словесные средства выразительной речи противопоставляет ясное утро ненастному вечеру.
- Продолжите фразу из стихотворения «Зимнее утро»:
«День … (чудесный)»
«Друг… (прелестный)»
«Тучи… (мрачные)»
«Небо… (мутное)»
«Ты… (печальная)»
- С чем сравнивает поэт снег? ( с великолепными коврами).
- А. С. Пушкин в своих стихотворениях описывал все четыре времени года, но зима особенно хороша! Какие только сравнения, образные выражения, эпитеты не использовал поэт, чтобы воспеть красоту зимы: « пухлая пелена», «великолепные ковры», « снежные вихри», называет её волшебницей.
( аудиозапись стихотворения в исполнении российского актёра Олега. Табакова) «Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.»
- Стихотворения о зиме писали многие поэты. К примеру, стихотворения С. Есенина о зиме необычайно тёплые, искренние, чарующие. Ведь С. Есенин родился в обычной крестьянской семье. Как и все ребятишки резвился на свежем воздухе, слушал деревенские сказки и песни. Заснеженные луга, берёзовые рощи-картины родной природы нашли своё отражение в поэзии С. Есенина.
( дети читают наизусть стихотворения С. Есенина)
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Какое настроение, эмоции возникли у вас во время прослушивания этого стихотворения?
- Обратили внимание на то, с чем сравнивает поэт снег? ( серебром, снежной каймой, белой бахромой).
- Что делают снежинки? (горят)
- Как вы думаете, в какое время суток происходит действие стихотворения? Как догадались? (утро)
3. Физминутка « Что такое зима?»

4. - Ребята, давайте вспомним, какие сравнения, образные выражения используют поэты, чтобы передать волшебство зимы. ( чародейка Зима, снежная бахрома, лёгкая цепь пуховая, мохнатый лес, великолепные ковры, сном волшебным очарован, серебро, снежная кайма, пухлая пелена).
- А сейчас я предлагаю поиграть Вам в игру « Будущие поэты». Вы поупражняетесь в подборе сравнений, образных слов и выражений, прилагательных, глаголов к заданным словам. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают существительные? Прилагательные? Глаголы?.- Зима (какая?) - холодная, снежная, белая, морозная, волшебная, чудесная, белокосая- Воздух (какой?) – прозрачный, прохладный, чистый, морозный.
- Снежинки (какие?) – блестящие, лёгкие, хрупкие, серебристые, остроконечные.
- Снег (какой?) – белый, пушистый, искристый, слепящий.
- Снежинки (что делают?) – летят, кружат, вьются, спускаются, танцуют, порхают.
- Снежинки (с кем или чем их можно сравнить?) – со звёздочками, бабочками, балеринками, ватными шариками.
- Снег ( с чем можно сравнить?) – пушистой периной, ватным одеялом, белым пухом, сахаром, волшебной, серебряной тканью.
- Молодцы.
- А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю снег!
С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее снегопад!
Все бегут вперегонки, все хотят играть снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег!
- Ребята, вы обратили внимание, что во всех словах-ответах спрятано одно и то же слово? ( снег).
- А теперь придумайте слова, в которых спрятано слово « зима».
( зимний, зимовье, зимородок, зимушка, по-зимнему, зимовать, зимующий, озимый)
- слово «лёд»
( льдина, льдинка, ледок, ледышка, гололёд, гололедица, ледниковый, ледовитый, ледоход, ледокол, обледенеть). - Кроме стихотворений люди придумали много пословиц и поговорок. Послушайте некоторые из них и постарайтесь объяснить их смысл.
« В зимний холод всякий молод»
« Много снега - много хлеба»
« Два друга-мороз да вьюга»
5. – Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников.
- Сегодня я хочу показать вам картину Ивана Вельца « Зимнее солнце». Посмотрите на изображение картины и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку? Почему? С каким стихотворением созвучна эта картина?
( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…») Давайте вспомним, какой изобразил зиму в своём стихотворении поэт?
Деревья стоят все в снегу, они как бы приглашают нас войти в лес, который зимой напоминает сказочный ледяной дворец Снежной Королевы. Чувствуется, что стоит тишина и ветви деревьев неподвижны, но стоит прикоснуться к ним, и алмазная пыль осыплет нас. Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит освещены солнцем. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.
6. - Это прекрасное время года воспевали в своих произведениях композиторы. И сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, который называется « Вальс снежинок»
(дети смотрят видео из балета 1965 года).
- Какое настроение передал вам П.И. Чайковский?
- Какой характер музыки выражен в этом произведении?
- Ребята, а можем ли мы сказать, что композитор музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично? (да, т.к. то, что красиво, значит поэтично)
7. – Сегодня нашей гостьей была зима. Как вы думаете, ей понравилось наше занятие?
- Кто рассказывал нам о зиме, о своём видении зимы?
- Назовите имена поэтов, чьи стихотворения прозвучали на нашем занятии?
- Назовите имя художника и название картины, которую мы с вами рассмотрели?
- Музыка какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
- Вот и заканчивается наше занятие о зиме. Но вы ещё встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем парке, лесу, посмотрите на замысловатые, причудливые узоры на окнах, полюбуетесь волшебным, чарующим танцем снежинок… И напишите свою историю о встрече с волшебницей зимой.