Адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене школы — интерната


Ю.А. Соколова
КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа – интернат№1»
Г. Бийск, Россия
Адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья
в среднем звене школы-интерната
Аннотация : в статье раскрывается анализ работы классного руководителя за адаптационный период, который может длиться от двух недель до шести месяцев.
А также рассказывается о причинах, условиях, способствующих успешной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья при переходе из начального звена в среднее;о роли преемственности связей, вклада педагогического коллектива, индивидуальной работы специалистов образовательного учреждения в повседневную образовательную адаптационную деятельность и жизнь учащихся.
Ключевые слова: Адаптация, дезадаптация.
Переход из начальной школы в среднюю – это один из труднейших периодов обучения, событие радостное и в тоже время, влекущее за собой много сложностей, сопряжённых с большой психологической нагрузкой.
Успешность адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственности связей. Ни все учителя – предметники до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, не знают их образовательные потребности, возможности, личностные качества, интересы, их ближайшее окружение.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене может длиться от двух недель до шести месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, от учебной нагрузки и разных требований учителей, психологического дискомфорта.
Встреча с новыми педагогами, появление новых требований для ребёнка также являются большой неожиданностью. Поэтому если элементарные требования осуществляются в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность. Очевидно предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации.
Свидетельством дезадаптации к условиям обучения в пятом классе является снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания учителя, не удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками.
Задача классного руководителя – взаимодействовать и сотрудничать с другими педагогами предметниками, выявлять и принимать меры. А задача педагогов – предметников, если возникают проблемы в обучение и поведение учащихся, обращается к классному руководителю по возникновению проблем сразу, а не через неделю, когда ребенок уже забыл об этой ситуации.
Классному руководителю, на протяжение первой четверти приходится каждый учебный день начинать с элементарного алгоритма действий: проверка школьной формы, готовность детей к уроку, разбор проблем возникшие у детей. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности, но они не всегда их готовят к уроку. Поэтому задача учителя помогать, контролировать действия ученика. Если эти требования осуществляются в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в себе, снижается тревожность, закрепляется алгоритм элементарных учебных действий.
Для более успешной адаптации учащихся, включила в свою деятельность с детьми посещение городских выставок творческих работ, спектакли в драматическом театре, совместно с родителями посетили планетарий нашего города. Провела классные часы «Мои друзья – кто они», « Я и мои поступки», «Мои права и обязанности», «Умей сказать нет», «Как рождается опасность». Внеклассная деятельность помогает избегать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А значит способствовать успешной адаптации пятиклассников в среднем звене.
Список использованной литературы
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
Лукьянова М.И., Пантелеева В.Г. Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю/ Вып.III. – Ульяновск, 1998. – 387с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе(5-6 классы) 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 207с.