Командная игра. Турнир знатоков права.
МАОУ «Верхнедубровская СОШ»
Белоярского района Свердловской области
Турнир знатоков права
командная игра для 9-11 классов
Исполнитель: Кених Любовь Владимировна
учитель истории и обществознания
п. Верхнее Дуброво, 2015 г.
Командная игра «Турнир знатоков права»
(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9 -11 классов)
Цель мероприятия: Воспитание правовой культуры и грамотности подрастающего поколения и чувства причастности к международному правовому сообществу.
Задачи мероприятия:
воспитывать гражданские качества и чувство патриотизма;
формировать базисные знания о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
формировать навыки практического использования знаний;
развивать логическое мышление, память, коммуникативные способности.
Рекомендации по проведению
Для мероприятия необходима предварительная подготовка. Заключается она в следующем. На стенде вывешивается информация: адаптированный текст статей Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации по правам человека. Информацию учащиеся в течение нескольких дней должны изучить. Также за несколько дней до турнира командам дается домашнее задание:
приготовить приветствие команды на тему “Мы – граждане правового государства”;
найти в толковых словарях определения терминов (термины: право, мораль, алиби, превышение пределов необходимой обороны, презумпция невиновности, проступок, преступление, вето).
В предлагаемой ниже игре участвуют четыре команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие обучающихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют группы поддержки.
Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.
Цитаты для оформления можно использовать следующие:
Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца (В.А. Сухомлинский, украинский педагог)
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, русский литературный критик)
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам (античная мудрость)
Право – искусство справедливости и добра (древнеримское изречение)
Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей (Карл Поппер)
План проведения мероприятия:
Приветствие команд (название, девиз) (5 баллов)
«Всякая всячина» (разминка команд) (5 баллов)
Конкурс “Расшифровка терминов”(5 баллов)
Права человека (5 баллов)
Конкурс «Шкатулка» (5 баллов)
Конкурс “Юридическая консультация” (5 баллов)
7. Конкурс капитанов (5 баллов)
8. «В шутку о серьезном» (10 баллов)
9. Конкурс для болельщиков (всего 5 баллов)
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы, которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.
В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.
Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.
Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом. Оценивать результаты нашего конкурса сегодня будет жюри в составе:
1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие: “Мы – граждане правового государства”. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.
Слово команде 11 класса
2-й вед. Приветствие от команды 10 класса
1-й вед. Приветствие от команды 9 «Б» класса
2-й вед. Приветствие от команды 9 «А» класса
1-й вед. Второй наш конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 5 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.
Вопросы первой команде:
1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. Референдум
2. Когда отмечается День прав человека? 10 декабря
3. Что такое презумпция невиновности? Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)
4. Кто является главой Российской Федерации?
Президент
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? Федерация
Вопросы второй команде:
1. Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? Конституция
2. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. Физическое лицо
3. Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. Ратификация
4. К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? Район
5. В каком году была принята ныне действующая конституция? 1993
Вопросы третьей команде:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? Конституция
2. Кто является гарантом конституции РФ? Президент РФ
3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? Человек до 18 лет
4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является … Народ
5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации Декларация
Вопросы четвёртой команде:
1. Процедура вступления в должность главы государства называется… Инаугурация
2. Защита отечества для гражданина России является… Почетной обязанностью
3. К исполнительной ветви власти относится… Правительство
4. Государственным языком на всей территории России является… Русский
5. Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется… Ценз
2-й вед.: Просим жюри, подвести итоги второго конкурса и огласить их.
3. Конкурс “Расшифровка терминов”
1-й вед.: Это было домашнее задание. Необходимо было поработать со словарями и узнать, что означают следующие слова (каждой команде дается по 4 термина): право, мораль, алиби, превышение пределов необходимой обороны, презумпция невиновности, проступок, поступок, вето.
Наивысший балл в конкурсе за полную и правильную расшифровку терминов – 5 баллов.
2-й вед.: Объявляем условия четвёртого конкурса, посвященного правам человека.Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
(предлагаются карточки каждой команде поочерёдно или можно продемонстрировать на слайдах презентации)
1-й вед. А сейчас мы переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».
Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа, вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута. Внимание на экран!
* Вопрос команде «10 класса»
У халифов он был желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)
* Вопрос команде «9 б класса»
В шкатулке находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)
* Вопрос команде «9 А класса»
В шкатулке находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)
* Вопрос команде «11 класса»
Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль).
. Конкурс “Юридическая консультация”
Командам предлагается решить юридические задачки. Наивысший балл за правильное решение задачи – 5.
1.Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он? (Ст.135 ТК РФ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)
2. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать? (Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)
3.12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью? (с согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)
4.3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)
2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.
* Вопрос капитану команды «11 класса»:
- Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария - в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).
* Вопрос капитану команды «10 класса»:
В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди? (курильщики).
* Вопрос капитану команды «9 б класса»:
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («закон»).
* Вопрос капитану команды «9 а класса»
Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался? (Гражданский кодекс).
2- й вед.: Уважаемое жюри, оцените работу капитанов.
1-й вед. Последний конкурс нашего турнира конкурс «В шутку о серьезном».
За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.
Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурс - 5 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.
вопрос ответ
1 Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Черт побери
2 У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Билета
3 Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»
4 Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Сорока
5 Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. Буратино
6 Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? Глеб Жеглов
7 В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Кавказская пленница
8 «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? Осел
9 Как появилось выражение: «Написано на лбу»? Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника
10 Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. Шапка
2-й вед.: Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно) . Вам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Болельщики должны ответить на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «СКАЗКИ»
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка
В этой сказке А.С. Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». «Волк и семеро козлят»
3. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. «Царевна Лягушка»
4. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью «Курочка Ряба»
5. В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. «Колобок»
(По истечении 5 минут ведущий забирает листы и передает их на проверку членам жюри)
2- вед. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты нарушаешь чьи-то права, то завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу. Мы желаем, чтоб с вами такого не произошло. А теперь слово жюри. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвав команду победительницу.
Спасибо всем участникам нашего турнира, за интересную игру!
Всем успехов! Удачи!
Приложение №1.
«Всякая всячина»(разминка команд)
Вопросы первой команде:
1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. Референдум
2. Когда отмечается День прав человека? 10 декабря
3. Что такое презумпция невиновности? Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)
4. Кто является главой Российской Федерации?
Президент
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? Федерация
Вопросы второй команде:
1. Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? Конституция
2. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. Физическое лицо
3. Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. Ратификация
4. К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? Район
5. В каком году была принята ныне действующая конституция? 1993
Вопросы третьей команде:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? Конституция
2. Кто является гарантом конституции РФ? Президент РФ
3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? Человек до 18 лет
4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является … Народ
5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации Декларация
Вопросы четвёртой команде:
1. Процедура вступления в должность главы государства называется… Инаугурация
2. Защита отечества для гражданина России является… Почетной обязанностью
3. К исполнительной ветви власти относится… Правительство
4. Государственным языком на всей территории России является… Русский
5. Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется… Ценз
Приложение №2
Это было домашнее задание. Необходимо было поработать со словарями и узнать, что означают следующие слова.
Наивысший балл в конкурсе за полную и правильную расшифровку терминов – 5 баллов.
3. Конкурс “Расшифровка терминов”
1. право один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
2. мораль принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
3. алиби юридический термин, применяемый в уголовном праве, понимаемый, как наличие объективных обстоятельств, свидетельствующих о непричастности обвиняемого или подозреваемого к инкриминируемому преступлению, в силу того, что во время, когда совершалось инкриминируемое ему преступление, он не мог находиться в месте совершения преступления, так как находился в ином месте
4. превышение пределов необходимой обороны по ст. 37 УК РФ умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. Убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при П.п.н.о. являются самостоятельными составами преступления (ст. 108)
5. презумпция невиновности один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное»
6. проступок действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением
7. вето право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения. Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом), или суспензивным..
8. преступление это общественно опасное, уголовно противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие),
Приложение № 3.
«Права человека»
Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление - 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 4 балла.
(предлагаются карточки каждой команде поочерёдно)
Приложение № 4
«Шкатулка».
Команде нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа, вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута. Внимание на экран!
* Вопрос команде «10 класса»
У халифов он был желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орёл)
* Вопрос команде «9 б класса»
В шкатулке находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)
* Вопрос команде «9 А класса»
В шкатулке находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)
* Вопрос команде «11 класса»
Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль).
Приложение № 5.
Конкурс “Юридическая консультация”
Командам предлагается решить юридические задачки. Наивысший балл за правильное решение задач – 5.
1.Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он?
Ответ: (Ст.135 ТК РФ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)
2. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?
Ответ: (Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)
3.12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответ: (с согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)
4.3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответ: (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)
Приложение №6
Конкурс капитанов.
Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.
* Вопрос капитану команды «11 класса»:
- Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария - в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).
* Вопрос капитану команды «10 класса»:
В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди? (курильщики).
* Вопрос капитану команды «9 б класса»:
Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («закон»).
* Вопрос капитану команды «9 а класса»
Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался? (Гражданский кодекс).
Приложение №7
Конкурс «В шутку о серьёзном»(10 баллов)
За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурс - 7 минут, за каждый правильный ответ - 1 балл.
вопрос ответ
1 Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Черт побери
2 У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Билета
3 Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»
4 Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Сорока
5 Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. Буратино
6 Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? Глеб Жеглов
7 В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Кавказская пленница
8 «Избави Бог и нас от этаких судей!» -восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? Осел
9 Как появилось выражение: «Написано на лбу»? Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника
10 Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. Шапка
Приложение № 8.
Пока команды работают письменно, мы проводится конкурс для болельщиков. Необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Болельщики должны ответить на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «СКАЗКИ»
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка
В этой сказке А.С. Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». «Волк и семеро козлят»
3. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. «Царевна Лягушка»
4. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью «Курочка Ряба»
5. В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. «Колобок»
Всего по итогам конкурса команда может набрать(без дополнительных баллов болельщиков) максимальное количество баллов- 40 баллов
Приложение №9
Протокол жюри командной игры «Турнир знатоков права»
Конкурсы (баллы)/ команды 9 «А» класс 9 «Б» класс 10 класс 11 класс
1. Приветствие (5 баллов) 2. «Всякая всячина» (разминка) (5 баллов; за каждый верный ответ- 1 балл) 3. «Расшифровка терминов»(5 баллов; за верные ответы - 1 балл) 3. Права человека ( 5 баллов; за каждый верный ответ -1 балл) 4. «Шкатулка» (за каждый верный ответ-5 баллов) 5. «Юридическая консультация»(за верно решённую задачку - 3 балла) 7. Конкурс капитанов (за каждый верный ответ- 5 балла) 8. «В шутку о серьезном» ( за каждый верный ответ - 1 балл)- 10 баллов 6. Конкурс для болельщиков «СКАЗКИ» (5 баллов за весь конкурс)