Перифраза. Эвфемизм. Эмфаза (9 класс)
11
Тема: Перифраза. Эвфемизм. Эмфаза.
Цели:
-знакомство учащихся с перифразой, эвфемизмом, эмфазой;
- формирование у учащихся умений видеть тропы в контексте и использовать их в собственной речи;
- показать красоту и выразительные возможности перифразы;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.
Оборудование: тексты для анализа (распечатаны), слайдовая презентация.
Ход урока
Оргмомент. Целеполагание.
- Сегодня мы продолжаем работать со словом. То, что слово – основная единица художественного текста, осознаёт даже неискушённый читатель. Но необходимо наглядно убедиться в том, что через слово передаётся смысл содержания фразы, отрывка, всего произведения. Писателю же для более точного выражения своего смысла предстоит выбрать из смыслового ряда именно те слова, которые вызовут у читателя необходимые представления и помогут соединить эти представления в образы. И тогда читатель воссоздаёт в своём воображении событие, характеры персонажей, картины природы – словом, происходит общение читателя с писателем.
II. Повторение и закрепление изученного.
1) Работа с текстом (слайд №2)
Прочитайте стихотворение Фёдора Тютчева, попытайтесь представить картину, описываемую поэтом:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
- Определите, есть ли в этом стихотворении информация: о времени года и суток, о
природных явлениях.
- Передаётся эта информация прямо или извлекается из сочетаний слов, говорящих о другом?
- Представьте, что вам необходимо сделать иллюстрации к этому стихотворению. Какие краски вы возьмёте? Какие слова в стихотворении помогли вам в выборе цвета? Назовите их.
- Какое эмоциональное впечатление производит на вас созданная автором
картина?
- Какие известные вам изобразительные средства вы можете указать в этом тексте?
- Обобщите свои наблюдения и сделайте вывод о роли слов в передаче содержания
художественного текста.
2) Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"
3) Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения (слайды № )
а) Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет)
б) А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)
в) Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)
г) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)
III. Объяснение нового материала.
Знакомство с перифразой, эвфемизмом, эмфазой.
- К особому способу переименования относится перифраза. Кстати, мы с перифразами познакомились ещё в 6 классе при изучении темы «Канцеляризмы». Что же это такое? (слайд №)
Перифраза - описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова, одно из средств художественной выразительности (троп). Многие из них получают устойчивый характер и постоянно используются в языке газет, где о врачах пишут: люди в белых халатах, о шахтёрах – добытчики чёрного золота, об альпинистах – покорители горных вершин.
- Перифразы широко употреблялись в конце 18 века, были излюбленным словесным средством в прозе и поэзии начала 19 века. Обращались к ним и в 20 веке, но значительного распространения перифразы уже не имели.
Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным. (слайд № )
Непрямое, смягчённое выражение вместо грубого, резкого или непристойного, нарушающего нормы приличия. Пример: «Я обошлась посредством платка» вместо «я высморкалась» (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»).
(слайд № )
Эмфаза –направление речи, усиление её эмоциональной выразительности. Эмфатический характер речи придают различные фигуры: восклицания, риторические вопросы, и обращения и т.д. И.Бродский в своём длинном стихотворении «Памяти Т.Б.» с помощью эмфазы (слово-образ «лента») подчёркивает мысль о вечной и бренной жизни .
1
Пока не увяли цветы и лента
Ещё не прошла через зелень лета,
Покуда черна и вольна цыганить,
Ибо настолько длинна, что память
Моя, как бы внемля её призыву,
Потянет её, вероятно, в зиму.
2
прими от меня эту рифмо-ленту,
которая если пройдёт сквозь Лету,
то потому, что пошла с тобою
опередившей меня стопою;
и это будет тогда, подруга,
твоя последняя мне услуга
IV. Закрепление.
1) Прочитайте следующие строки. Почему автор счёл необходимым дать пояснение своим перифразам: (слайд № )
Грозная царица хлада воссела на ледяной престол свой и дохнула вьюгами на русское царство, то есть зима наступила.
Дунул северный ветер на нежную грудь нежной родительницы, и гений жизни её погасил свой факел! Да, любезный читатель, она простудилась
2) Игра «Продолжи ряд»
Ход игры. Ведущий предлагает ряд, включающий не менее трёх перифраз. Задача играющих – продолжить ряд. В ответе пояснить, почему ряд продолжили именно так, объяснить, какая закономерность лежит в основе построения ряда.
1. Северная Пальмира, музей мостов, музей под открытым небом - (Петербург).
2. Бабьи сплетни, мокрый Иван, журавлиный нос - ( Цветы ).
4. Велосипедная столица мира, столица мировой моды, столица газовиков - ( Опор
ное слово столица).
5. Обувь для автомобиля, пища для домен, река фараонов, страна тюльпанов -( В
алфавитном порядке ).
6. Лесной великан, степной корабль, лесной санитар, белая смерть - ( Зависимое
слово – прилагательное ).
7. Второй хлеб, край тысячи озёр, третья охота - ( В составе – числительное ).
8. Старый свет, Новый свет, Чёрный континент - ( Перифразы-антонимы ).
3) Назовите авторов произведений русской поэзии, перифразы и объект перифразирования.
1. О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски. (Некрасов, Волга.)
2. Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России. (Цветаева о Пушкине.)
3. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (Лермонтов о Пушкине.)
4. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давным-давно ты ждёшь меня. (Пушкин о няне.)
5. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин, весна.)
6. Ты мне душу тронул, соловей,
Маленький волшебник белой рощи. (Поперечный, соловей.)
IV. Подведение итогов урока
V. Рефлексия. (слайд № ).
VI. Домашнее задание: найти примеры перифразы в произведениях, составить с ними игру.
15