Презентация к уроку русского языка на тему Изобразительно-выразительные средства


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА ТРОПЫслова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа Эпитетхудожественное определение, ярко и образнорисующее наиболее существенный признакпредмета или явления. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.(А.С.Пушкин)Золото, золото сердце народное. (Н.А.Некрасов)



Метафора это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли.Утро года (А.С.Пушкин)Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)1) простая2) развернутая3) лексическаяСтальное перо; стрелка часов; лист бумаги

Метонимияперенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.Связь может быть:1) между предметом и материаломНе то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов)2) между содержимым и содержащим3) между действием и орудием4) между автором и произведением5) между местом и людьмиЯ три тарелки съел. (И.А.Крылов)Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)Город шумел. (Ю.Олеша)



Сравнениеэто один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.)И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.


Олицетворениенаделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.)Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов)Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.А.Есенин)Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.r

Гипербола Литотаобразное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) Мальчик-с-пальчикВ сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.



Перифразописательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Так, А. С. Пушкин вместо слова «осень» пишет: Унылая пора, очей очарованье. Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.

Ирониявид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка.Откуда, умная , бредешь ты, голова?(И.Крылов)В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.

Стилистические фигурыособые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи
анафораЭпифора повторение слов или фраз в начале смежных высказыванийЖди меня, и я вернусь.Только очень жди…Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.(К.Симонов) повторение слов или фраз в конце смежных высказыванийНе станет нас! А миру хоть бы что,Исчезнет след! А миру хоть бы что.(Омар Хайям) Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов1) Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин.)2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный.Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский) Градация стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимостиВсе разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. (Л.Н.Толстой) Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строфГляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов.)Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет. Оксюморон стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления1) И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А. Блок.) 2) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. (М. Волошин.) Инверсия расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речиВышел месяц ночью тёмной… Выразительные средства фонетикиАллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуковГой ты, Русь моя родная, [р с’ р]Хаты – в ризах образа… [р’ з р з]Не видать конца и края [ц, р]Только синь сосет глаза. [с’ с с’ з] (С. Есенин.) Ассонанс одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуковСкучно нам слушать осеннюю вьюгу. [у у у у] (Н. А. Некрасов.) Звукоподражание употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предметаНапример: шорох, цоконье, бренчанье, тиканье, чириканье и т. д.Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши.(К.Бальмонт)