Конспект урока по музыке Беседа о жизни и творчестве Чайковского


Уральский государственный педагогический университет
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра эстетического образования
Развернутый конспект урока:
«Беседа о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского»
Целевая аудитория: 3 класс.
Тип урока: формирование новых знаний.
Выполнила:
Учитель начальных классов
Горных Мария Дмитриевна
Екатеринбург 2013
Тема: Беседа о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского
Цель: познакомить с музыкой разных народов на основе Детского альбома П.И.Чайковского.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у учащихся об особенностях музыки других народов;
- формировать у учащихся знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании образа;
Развивающие:
- развивать умения воплощать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать способности анализировать средства музыкальной выразительности, выявлять их роль в создании музыкального образа4Воспитательные:
- формировать культуру слушания музыки;
- воспитывать эмоционально – ценностное отношение к музыке других народов через знакомство с Детским альбомом П. И. Чайковского;
- воспитывать музыкальный вкус и музыкальную культуру;
Оборудование: презентация, проектор, смарт доска, ноутбук, колонки, треки из Детского альбома П. И. Чайковского, портрет П. И. Чайковского.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приемы
1)Организационный момент - Здравствуйте дети!
(Эмоциональный настрой: учитель включает одно из произведений П. И. Чайковского)
- Итак ребята, мы сейчас с вами прослушали произведение, Петра Ильича Чайковского
- Произведение, которое мы с вами только что слушали называется «Полька» из Детского альбома П. И. Чайковского
- Здравствуйте!
Эмоциональный настрой помогает учителю привлечь внимание детей, настроить их на восприятие музыки, пробудить интерес детей. Учитель применяет такой метод как беседа, который способствует развитию мышления, коммуникативных навыков. Применяет фронтальная форма, которая способствует включению всех учеников в урок.
2) Сообщение темы - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с музыкой разных народов на основе Детского альбома П. И. Чайковского.
- Что вы знаете о детском альбоме?
- Сегодня мы будем вместе с Чайковским путешествовать. Я расскажу вам некоторые эпизоды из жизни композитора, ведь именно они стали основой для создания Детского альбома.
Детский альбом связан с жизнью и бытом детей той среды, которая окружала композитора, и была ему дорога и близка.
На этом этапе учитель применяет метод беседа, который способствует развитию коммуникативных навыков и мышлению, памяти. Так же использует фронтальную форму.
3) Актуализация знаний. - Для начала вспомним, кем является П. И. Чайковский.
-Ребята а какие произведения П. И. Чайковского вы знаете?
- Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка.
- Прошли годы, и Чайковский вспоминал, как на маскарадах в Новый год, он лихо отплясывал итальянскую тарантеллу, чешскую польку, немецкий лендлер.
- Пётр Ильич Чайковский— русский композитор.
«Марш деревянных солдатиков», «Спящая красавица», «Полька», «Вальс» На этом этапе учитель использует беседу и рассказ. Рассказ учителя способствует развитию внимательности и расширению кругозора учащихся.
4) Введение новых знаний. - Конечно, композитор очень любил русскую народную песенность. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме. Слушание: «Русская песня».
-Ребята, а какой жанр у этого произведения?
- Какая звучит мелодия? Давайте назовем и охарактеризуем средства музыкальной выразительности?
- Есть ли повторы?
А что она нам напоминает?
-Молодцы!
- В феврале на Масленицу, Чайковский пропадал в праздничной карнавальной толпе, бродил среди ряженных, прислушивался к весёлым песням и припевкам, к ритмам народных плясок. Отзвуки народных праздников мы услышим в плясовой пьесе «Камаринской».
Слушание: «Камаринская».
- какой жанр?
- А в этом произведении, какая мелодия звучит?
Давайте сравним с «Русской песней», какие сходства? Отличия?
-А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию.
Среди лесистых гор,
У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой,
Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
Где горный спрятан луг,
Где никого вокруг,
Где слышен зверолова далёкий рог,
Среди цветов лесных
В одеждах расписных
Плясать пойдём сегодня, дружок.
- Послушайте музыку к этой иллюстрации.
Слушание: «Немецкая песенка».
-давайте назовем жанр пьесы?
- Что можете сказать о мелодии? какая она?
Какие образы у вас возникают?
-Как вы думаете, какую страну она напоминает?
- Правильно дети! Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии танец – лендлер.
Это «Немецкая песенка». (записываем название).
- В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах.
Послушаем и мы эту историю.
- Во время слушания, будьте внимательны!
Слушание: «Старинная французская песенка».
- вот вы прослушали произведение П. И. Чайковского, какие образы у вас возникали?
-какой жанр у этого произведения?
- какая мелодия звучала?
- какие чувства?
- как вы думаете, о чем это произведение?
- Правильно!
- А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка». (записываем название).
Слушание: «Итальянская песенка»
- какой жанр у произведения?
- По характеру мелодии и её строении, как вы думаете, о чём поёт этот мальчик?
Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется .
Все люди спешат в порт, их ждёт большая новость, скоро прибудет огромный теплоход. Послушайте, как это изображает музыка.
Слушание: «Неаполитанская песенка»
Ребята, какой жанр у этой пьесы?
Что вы можете сказать о характере мелодии, её изменении?
"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.
- танец, песня
- весёлая, радостная, оживленная,
(дети вместе с учителем характеризуют известные средства музыкальной выразительности.)
-напоминает девичий хоровод.
- Задорная , весёлая, танцевальная
- веселые, танцевальные
-…
танец
- Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков.
- Германию
- Мелодия задумчивая,
-о девушке, которая ждёт своего рыцаря.
- О чём-то хорошем, потому что песня спокойная, но не грустная
Спокойный темп, в конце ускорение, настроение радостное. Слушание музыки способствует развитию музыкального восприятия, воссоздающего воображения, эмоциональной отзывчивости. Воспитывает у учащихся уважительное отношение к музыке других народов.
Рассказ учителя способствует расширению кругозора учащихся, памяти.
Беседа способствует развитию коммуникативных навыков, логическому мышлению
Используется фронтальная форма.
Применение наглядности (иллюстрации)на уроке способствует развитию наглядно –образного мышления, а также позволяет ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приведет к повышению мотивации и прочности знаний
5. Первичное закрепление.
А теперь, Неаполитанская песенка будет звучать в вашем вокальном исполнении. У меня есть два текста, написанные разными авторами. Мы их исполним по очереди, а потом сравним. (приложение 1)
Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов. Дети исполняют. Вокальное исполнение произведения на уроке способствует совершенствованию вокальных умений, смена деятельности у учащихся. Стимулирование интереса к уроку.
6. Подведение итогов Где мы смогли побывать сегодня с помощью музыки Чайковского?
Какие герои нас встречали?
Скажите, ребята, а можно ли путешествовать с помощью музыки, но не зная языка?
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
В Италии, Германии, во Франции и в Неаполе.
Танцующие немецкие пары на лугах, французский рыцарь и девушка , итальянцы, собирающие виноград и жители города Неаполя.
Да, слушая и изучая музыку других народов, которая ярко и полно выражает характер и обычаи народа.
Этот этап активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе освоения нового материала. Используется метод беседы.
7. Закрепление Скажите, пожалуйста, с какими произведениями мы сегодня с вами познакомились?
А что нового мы узнали об авторе этих чудесных произведений?
Дети, что понравилось вам сегодня на уроке? А что нет?
А что особенно запомнилось? - Русской, немецкой, итальянской, французской, неаполитанской из Детского альбома П. И. Чайковского Этап закрепления способствует более качественному усвоению материала, позволяет систематизировать знания. В этом помогает учителю беседа с учащимися.
8. Домашнее задание
Дома, нарисуйте рисунок или сочините стихи к пьесе которая вам наиболее понравилась – Немецкая, Старинная французская, Итальянская или Неаполитанская песенка. А потом мы составим свой альбом к музыке Чайковского.
Наш урок закончен. Все поработали очень хорошо. Особенно……..Спасибо. До свидания. Дети записывают домашнее задание. Домашнее задание способствует закреплению полученных знаний, развитию памяти, воображения.
Приложение 1
Исполнение «Неаполитанской песенки» в двух вариантах
1. Это море предо мною,
Это небо голубое,
Эти солнечные сети –
Как прожить без них на свете?
Эти рощи у залива,
Эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный
Полюбил я навсегда
Мой Неаполь!
Здесь под жарким солнцем южным,
Здесь под облаком жемчужным
Не придет ко мне беда.
Мой Неаполь!
Место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда!
Здесь всё вокруг моё:
И дали неоглядные,
И здания нарядные,
И улочки недлинные,
И площади старинные,
И лодки на песке,
И сам Везувий вдалеке.
В Неаполе моём
Без песен делать нечего.
Поют с утра до вечера
Здесь юноши и девушки,
И бабушки, и дедушки,
И каждый двор и дом.
Распевают все кругом
Здесь, в Неаполе моём родном.
2. Море плещет бирюзою,
Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает,
Погостить нас приглашает.
Здесь под синим небом юга
Повстречали мы друг друга.
Наш кораблик дальше мчится
Пена волн вокруг кипит.
Ах, Неаполь,
Город солнечный и страстный,
Город светлый и прекрасный
Тает в дымке голубой.
Ах, Неаполь,
Утро пахнет здесь лимоном.
Золотистым медальоном,
Кажется Неаполь мой.
Лишь только солнце утром
первыми лучами
Края неба освещает,
день чудесный возвещая,
Словно в зеркале мерцают
изумруды моря,
Город пробуждается от сна.
И взгляд последний бросим
на Неаполь,
В море отражаясь,
в дымке утренней тумана,
Точно сказка без обмана
И волшебное виденье,
вдоль залива
Уплывает город наш. Да, да.