Технологическая карта урока В пещере горного короля 1 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая характеристика урока
Предмет: Музыка
Класс : 1
УМК: Т.И.Баклановой «Музыка. Планета знаний»
Тема: В пещере горного короля.
Цель урока: Познакомить детей с музыкой Э.Грига.
Задачи:
Предметные: Приобщить детей через знакомые сказочные образы, темы и сюжеты к классической музыке, музыкальному образу. Продолжение знакомства со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр). Продолжение развития певческих навыков.Метапредметные: Создать условия для самостоятельного анализа музыкальных образов людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты и т.д.
Личностные: Создать ситуацию для рефлексии личностного понимания и восприятия эмоционального воздействия музыки Э.Грига.
Межпредметные связи (если имеются): литература.
Тип урока: Комбинированный.
Педагогические технологии: игровые технологии, технология организации самостоятельной деятельности учащихся, технология проблемного обучения, технология моделирования художественно-творческого процесса.
Основные понятия урока: музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний (кикимора, гном, тролль).
Оборудование и средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация: названия произведений; изображение гнома; текст песни «Пёстрый колпачок» музыка Г.Струве, слова Н.Соловьёвой; определение понятия «гном», «тролль»; портрет Э.Грига; фонограмма песни (плюс и минус), фонограммы произведений «Кикимора» А.Лядова, «В пещере горного короля» Э.Грига .№\пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемые результаты
1. Организационный момент. Приветствие детей в виде попевки. Ответное приветствие учителя детьми в виде попевки. Формирование навыков самоорганизации, настрой на урок.
2. Актуализация внимания к теме. Включает фонограмму произведения (фрагмент) А.Лядова «Кикимора». Задаёт вопросы по знакомой музыке (автор, название, история создания после прочтения народного сказания о Кикиморе, что это за существо, доброе или злое, вредное). Включает слайд 1 презентации (автор и название музыки). Оформляет выставку рисунков учащихся по музыке А.Лядова (домашнее задание). Описывает традиционных персонажей скандинавских сказок. Выясняет, откуда они знакомы детям. Слайд 2 (изображение гнома из м\ф). Включает фонограмму (плюс) песни «Пёстрый колпачок» композитора Г.Струве и поэта Н Соловьёвой. Задаёт вопросы по песне, понравилась ли она ребятам, какой гном изображён в песне. Разучивает с детьми по фразам. Слайд 4-7. Предлагает придумать танцевальные движения к песне. Выбирает вместе с детьми оптимальный вариант. Исполняет вместе с детьми песню с пластической импровизацией. Оценивает исполнение (хвалит детей, благодарит) Задаёт вопрос, удалось ли им передать жизнерадостный образ гнома? Определяют на слух знакомое произведение, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают и оценивают рисунки своих одноклассников по музыке А.Лядова Узнают по описанию учителя персонажа скандинавских сказок –гнома, рассматривают его изображение, описывают его добрый характер по м\ф «Белоснежка и 7 гномов», «Путешествие Нильса с дикими гусями». Слушают песню Г.Струве на стихи Н.Соловьёвой «Пёстрый колпачок». Отвечают на вопросы учителя по прослушанному произведению, описывают гнома из песни (трудолюбивый, весёлый, жизнерадост-ный, неунывающий). Разучивают песню по фразам, придумывают танцевальные движения для песни. Оценивают своё исполнение с точки зрения точности передачи образа персонажа. Концентрация внимания на восприятии сказочного образа и его музыкального воплощения. Развитие умения слушать музыку, анализировать. образ. Сопоставление изображения гнома с музыкальным образом гнома из песни Г.Струве на стихи Н.Соловьёвой «Пёстрый колпачок». Активизация восприятия образа через пластическую импровизацию.
3. Создание условий для самостоятельного анализа музыкальных образов сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д.
Рассказывает о том, что в скандинавской мифологии гномы и тролли – отрицательные персонажи (в отличие от м\ф и песни «Пёстрый колпачок»), зловредные и враждебные человеку существа. Слайд 8 с определением гнома и тролля по словарю В.И.Даля.
Рассказывает, что живут они в пещерах скалистых северных гор рядом с холодным морем. В одну из таких пещер, где обитали гномы и тролли под предводительством горного короля, попал молодой человек по имени Пер Гюнт. Как, по-вашему, гномы и тролли встретили чужака? (злобно, враждебно). Кратко рассказывает о Г.Ибсене (слайд 9) и о композиторе Э.Григе, показывает портрет композитора. Слайд 10. Слушают рассказ, отвечают на вопросы, читают определение гнома и тролля. Слушают краткий пересказ фрагмента притчи Г.Ибсена «Пер Гюнт». Представляют, как встретили обитатели пещеры чужака из солнечного мира людей (враждебно). Читают название произведения и имя автора Рассматривают портрет композитора Э.Грига, Читают название музыкального произведения. Развитие художественного воображения, моделирование содержания фрагмента притчи.
Развитие умения слушать, анализировать музыку.
4. Создание ситуации для рефлексии личностного понимания и восприятия эмоционального воздействия музыки Э.Грига.
Предлагает послушать музыку, которая расскажет, что же произошло в пещере. Включает фонограмму. Задаёт вопрос, что же там произошло? Выслушивает увлекательные истории, придуманные (услышанные) детьми. Задаёт вопросы о темпе музыки, всегда ли он был одинаковым? С каких звуков (высоких или низких) началась музыка и какими закончилась? Всегда ли музыка была одинаковой громкости? Какой характер музыки? Почему? Чего добивались тролли, когда окружили Пер Гюнта в пещере? Как вы думаете, они просто стояли вокруг него, или двигались? Как двигались? Повторное слушание (для большего погружения в образ, можно погасить свет в кабинете) Слушают музыку, размышляют о ней, отвечают на вопросы, желающие рассказывают свою историю развития событий в пещере горного короля, которую поведала им музыка. Отвечают на вопросы о средствах музыкальной выразительности. Отмечают, что темп был сначала медленный, затем, всё быстрее, ускорялся; началась музыка с низких звуков, закончилась на высоких звуках; начиналась музыка тихо, а потом становилась всё громче и громче; музыка зловещая, страшная. Тролли хотели напугать чужака, они сначала медленно танцевали вокруг него, а затем их танец превратился в бурную пляску. Слушают музыку ещё раз. Осознание развития в музыке, изменения темпа, нарастание динамики, подъём мелодии по высоте, регистровое развитие. Развитие творческого воображения, сочинение своей истории, подсказанной музыкой. Осознание эмоционального воздействия музыки Э Грига.
5. Результат. Формирование музыкального вкуса, обогащение чувственной сферы ребенка. Пытаются выразить личностное понимание и восприятие эмоционального воздействия музыки через сочинение предполагаемого развития событий.
Развитие умения слушать музыку, анализировать. образ, концентрировать внимание на восприятии сказочного образа и его музыкального воплощения.
Умение сопоставлять художественный и музыкальный образ,
активизировать Развитие творческого воображения, сочинение своей истории, подсказанной музыкой. Осознание эмоционального воздействия музыки Э Грига. 6. Домашнее задание. Нарисовать пещеру горного короля.