Вальс в творчестве П.И.Чайковского


ТЕМА УРОКА: «Вальс в творчестве П.И. Чайковского»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И. Чайковского.
Научить детей отличать музыку вальса от другой музыки.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить детей с вальсом в различных произведениях П.И. Чайковского и услышать разнообразие вальсов.
2.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.
3.Учить детей культуре поведения в качестве слушателя.
4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
5. Расширить кругозор учащихся.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление темы.
3. Тема. Основная часть.
4. Творческая работа ,слушание музыки.
5. Итог урока
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, диск СД с фонограммой, карточки с заданиями и тестами , репродукции.
ХОД УРОКА.
Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Хороший слог, прекрасное вступленье,
Глубокий вздох, изящный реверанс.
Вас скромно пригласило Вдохновенье
Исполнить романтично- легкий вальс.
Закончен бал, но свечи не погасли,
Гармонией наполнен тронный зал.
Вы Вдохновением полны и так прекрасны!
Ах, этот вальс - Любви бесценный Дар.
Эту волшебную музыку создал П.И. Чайковский и тема нашего урока
« Вальс в творчестве П.И. Чайковского»
-Что такое «вальс»?
-Это танец..Учитель. Да, это общее название бальных и народных танцев музыкального размера ¾. Аккомпанемент вальса такой: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей - два аккорда. (Учитель играет на фортепиано аккомпанемент).
А как дирижировать в этом размере? (Дети показывают, все дирижируют под игру фортепиано).
Своё происхождение вальс ведёт от неторопливого и плавного крестьянского вальса лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. Во второй половине 18 века танец из сельских кабачков переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу.. …Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным . Это недопустимо, когда кавалер держит даму за талию!!!
Еще в 19 веке его преследовали, в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал не закончив фразы..
Но вальс нельзя было остановить..В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе.
Ученик подготовил нам сообщение о вальсе…
Особой популярность ю вальс пользовался в Вене-столице Австрии, которую даже называют «столицей вальса». Так называемый «большой» или «венский « вальс – это своеобразная «цепочка» из пяти вальсов , которые объединены общей тональностью; начинается музыка вступлением, а заканчивается небольшим заключительным разделом- кодой.
Пары , танцующие вальс, выглядят романтично и очень красиво: партнёр одет в строгий костюм, а на партнёрше роскошное платье
Классический Венский бал существует более 200 лет
Были созданы определенные критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим Венским балом.
Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала.
Посмотрите ,пожалуйста ,на эти фотографии… «Венский бал»
Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.
Вальс прочно вошел в творчество русских композиторов.
В музыке Чайковского вальс занимает важное место: он был его любимым танцем. Много вальсов он сочинил для фортепиано.
Но прежде чем мы будем знакомиться с одним из них, я хочу вас познакомить с этим композитором.
Назовите, пожалуйста, какие произведения П.И. Чайковского вы знаете….
--
Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием.
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные - опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора.. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского - певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя.
Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства.
В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.
Но прежде чем стать известным композитором, Чайковский сначала был ребенком….
И о его детстве мы узнаем из рассказов учеников…
Итак….
«Путешествие в Воткинск»
Денис-------
Восемь счастливых детских лет прожил П.И. Чайковский в Воткинском доме. Дом счастливого, беззаботного детства, стены которого помнят веселье, озорные голоса, робкое прикосновение к инструменту неуверенных детских пальчиков, импровизации и первые прекрасные мелодии, которые рождало детское воображение будущего великого композитора. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности... Петр имел трех братьев, сам он был вторым ребенком в семье.
Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах, которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). Все, кто знал счастливую семью Чайковских, единодушно признавали исключительную способность Пети вызывать всеобщие симпатии, несмотря на то, что он был не так красив и подвижен, как Николай, и даже порой бывал нетерпим и капризен. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца.
Дети в семье Чайковских жили своей жизнью, совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи все сидели за одним столом.
По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя. Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.
Пете было четыре с половиной года, когда старшие дети - брат Николай и двоюродная сестра Лидия приступили к занятиям. Ценою горьких слез он добился, чтобы и ему позволили сидеть на уроках. Довольно быстро он нагнал в учении старших детей и к шести годам свободно читал по-немецки и по-французски.
Андрей-----------------------
Необычайный слух и музыкальная память проявились у Петра очень рано. От матери он получил элементарные понятия о музыке. Детские впечатления не только сохранились в памяти мальчика на всю жизнь, но и повлияли на музыкальные вкусы Чайковского, когда он уже был композитором. А впечатления эти были такими: народные песни, пение матери, игра органчика- оркестрины. В исполнении матери он впервые услышал романс Алябьева «Соловей» и сохранил трепетное чувство к данному сочинению на всю свою жизнь.
Музыка звучала в доме всегда. Его отец играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам приглашался оркестр и даже хор певчих. Ребенок не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим маленьким существом.
В 4 года Петр сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже довольно хорошо играл и даже импровизировал на рояле.
Самыми сильными музыкальными впечатлениями в детстве мальчик был обязан механическому инструменту. Илья Петрович вывез из Петербурга механический орган - оркестрину, музыкальный инструмент с клавиатурой, с функцией звуковоспроизведения музыки, записанной на бумажную перфоленту. Она была снабжена набором валиков с записью произведений Моцарта, Россини, Беллини.
Мальчик с поразительной точностью подбирал на рояле мелодии оркестрины. Он так пристрастился к игре, что был способен беспрестанно перебирать пальчиками на чем попало. Однажды, самозабвенно выстукивая мелодию на оконном стекле, Петя разбил его и сильно поранил руку. После этого случая решено было пригласить для Пети учительницу музыки.
Довольно скоро музыкальные способности Пети уже не вызывали ни в ком сомнений. Но после неуемных фортепианных фантазий мальчик становился настолько нервозным и так терял силы, что возникали серьезные опасения за его здоровье. Казалось, столь фанатичное увлечение музыкой неминуемо погубит ребенка. Но, к счастью, этого не случилось.
В 1848 году Илья Петрович вышел в отставку в чине генерал-майора. Семья готовилась к отъезду
В Санкт-Петербург. Сентябрьский вечер. Уже поданы лошади. Путники, покидавшие ставший дорогим кров Воткинского дома, присели перед дорогой. Установилась минутная тишина. И снова - суматоха расставания. Отъезжающие усаживаются в повозку.
Значительно позже эти минуты отзовутся в сердце Пети сладкой болью, и тогда захочется ему до мельчайших драгоценных черточек воскресить в памяти облик родного дома. А много лет спустя картины далекого детства станут музыкой, в которой обретут бессмертие и морозный узор на стеклах, и желтые одуванчики на солнечной лужайке, и трепет весенней листвы в саду на берегу пруда.
Много вальсов композитор сочинил для фортепиано.
Один из них- Вальс из «Детского альбома».
1«ВАЛЬС»
Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры).
Но прежде, чем мы его будем слушать , я вам раздам листочки ,на которых вы будете выполнять следующее задание : записывать характер прослушанных произведений.
(Звучит вальс, дети выполняют задание)
Какое основное движение в вальсе? Правильно, кружение..Название вальса происходит от немецкого слова walzen - кружиться. Кружение сочетается с широкими, скользящими движениями.
Музыка вальсов разнообразна по своему характеру. Есть вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные.
В размере вальса композитор писал романсы, пьесы, эпизоды в балетах, операх и даже в симфониях.
2. Композитор много вальсов сочинил для фортепиано, один из них - "Сентиментальный вальс".
(Звучит музыка, дети делают задание).
Сентиментальный вальс
Наверное, я бы не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.
(И. Волобоев)
Пётр Ильич писал почти во всех жанрах, но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера..3. В его десяти операх часто звучит вальс. Опера "Евгений Онегин" сочинена Чайковским по роману Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". О вальсе в романе есть такие слова:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
Мы поговорим о четвёртой картине оперы. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны.
Во время вальса назревает столкновение Ленского с Онегиным.. Музыка вальса постепенно драматизируется, отражая переживания героев.
(Звучит Вальс на балу у Лариных). Дети выполняют задание…
4.Много вальсов звучит и в балетах П.И. Чайковского ,в том числе и в балете «Щелкунчик»
После того, как Маша спасла Щелкунчика ,бросив туфлю мышиного короля, Щелкунчик
Превращается в принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает ее следовать за ним.
Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний лес. Метель кружит танцующие снежинки.
(Звучит « Вальс снежинок», дети выполняют задание)
Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и чувства Маши, оказавшейся в волшебном мире.
5.Балет «Лебединое озеро»
В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял.
Предложенный ему сценарий был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал... что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению…
Вальс из балета «Лебединое озеро» (дети выполняют задание)
А сейчас мы вернемся к циклу пьес для фортепиано «Детский альбом»
Сочинение «Детского альбома» - первое обращение композитора к детской теме.
Поводом к обращению к музыке для детей послужили ,прежде всего , общение с детьми в семье
сестры в Каменке.
А сейчас мы проведем маленькую викторину .Прозвучит 6 пьес из «Детского альбома» и ваша задача отметить на листочках пьесы, которые вы узнали
(Дети выполняют работу на карточках)
7. Итог урока
Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки русского композитора 19 века
П.И. Чайковского.
Мы познакомились с особенностями вальса, с некоторыми из них ,в творчестве Петра Ильича Чайковского . Я надеюсь, вы полюбите этот танец также, как любил его композитор.
-Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?
Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать помощь в трудную минуту.
-К какой музыке обратились бы вы в трудный момент?
- Есть ли в вашем багаже такая музыка?
Об этом вы расскажете мне на следующем уроке
Наш сегодняшний урок хочется завершить словами другого композитора
Д. Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к
Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие….»