Тема любви в творчестве Чайковского на примере увертюры Ромео и Джульетта


Пащенко М.О., учитель музыки и МХК
МБОУ СШ №23 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Дзержинск Нижегородской области
Тема любви в творчестве П.И. Чайковского на примере анализа увертюры- фантазии «Ромео и Джульетта»
«Я желал бы всеми силами души,
чтобы музыка моя распространилась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих ее,
находящих в ней утешение и подпору»
П.И. Чайковский
В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их. По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.
Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры. 
Основная тема творчества Чайковского - конфликтное столкновение сильного и страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Чайковский раскрывал глубокий внутренний мир человека, его музыка проникнута глубоким лиризмом и тонким психологизмом.
Тема любви в творчестве П.И. Чайковского имеет доминирующее значение. Множество его произведений посвящено раскрытию этой темы. Неразделенная любовь раскрывается в опере «Евгений Онегин», трагическая любовь ложится в основу концепций его симфонических произведений: «Ромео и Джульетта», «Пиковая дама» и др.
"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. Танеевым.
«Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского – единственное сочинение, написанное по трагедии Шекспира в жанре «чистой» симфонической музыки. Эта особенность произведения наводит на мысль о том, что Чайковский в большей степени, чем другие композиторы, отрывается от первоисточника.
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М.А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Балакиреву и посвятил Чайковский свое сочинение.
Осенью 1869 года Чайковский сочинил первую редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами, которые лежали в основе всей композиции. В марте 1870 года увертюра была исполнена в Москве под управлением Н. Рубинштейна. Однако Балакирев не был доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру. Но и новой редакцией Балакирев не был вполне доволен. И уже через десять лет Чайковский вновь обратился к музыке "Ромео и Джульетты", сделал третью редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые "Ромео и Джульетта" была исполнена в Тифлисе в 1886 году под управлением М.М. Ипполитова-Иванова.
Время создания первой редакции увертюры-фантазии – это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Дезире Арто. Многие исследователи вообще связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Но эта связь не совсем прямая. Ведь, как уже отмечалось, сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. 
Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н.А. Римский-Крсаков писал: "До чего вдохновенна. Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть. Это одна из лучших тем всей русской музыки!!" Эта тема, очевидно, была также любима композитором, так как в сохранившемся эскизе «Дуэт Ромео и Джульетты» из несущественной оперы построен именно на этой теме.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества. Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира, в основу которой легла старинная итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей. Увертюра-фантазия – яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского.
С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вынося суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.
В своей увертюре-фантазии Чайковский не идет от сюжета, а передает идею трагедии Шекспира в обобщенном плане.
Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем.
Не являясь зеркальным отражением сюжета Шекспира, произведение Чайковского содержит три основных линии пьесы – мир и счастье, которое нашли двое влюбленных, когда их любовь благословил монах Лоренцо, их страсть друг к другу и вражда двух семей, которая, в конечном счете, приведет влюбленных к трагическому финалу.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей – вступление, экспозицию, разработку, репризу и коду. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, сонатная форма имеет широкое вступление и развернутую коду-эпилог. Драматический диапазон оркестра контрастирует с простыми, но вдохновенно льющимися мелодиями – темами, в которых Чайковский заключил чувства героев.
Драматургический конфликт выражен в контрасте и взаимодействии трех основных тем: суровая хорального склада тема медленного вступления, энергичная «пружинистая» тема главной партии с ритмическими перебоями («тема вражды») и чарующая своей лирической прелестью побочная партия с двумя темами, образующими трехчастную форму («темы любви»).
Увертюра начинается с затаенного вступления в холодно звучащих тембрах низких кларнетов и фаготов. Вступление по звучанию напоминает хорал, предвосхищающий встречу Ромео и Джульетту с Лоренцо – единственным, кто понимает их любовь и согласен помочь им воссоединиться. Внимательное вслушивание в первую тему увертюры-фантазии позволяет познакомиться с одним из действующих лиц трагедии Шекспира – монахом, патером Лоренцо, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях.
Постепенное ускорение приводит к появлению одной из основных тем — темы вражды двух родов, Монтекки и Капулетти. Стремительные пассажи струнных, громкие возгласы медных духовых и звонкие раскаты тарелок нагнетают волнение, и мы можем представить себе внезапно вспыхивающие конфликты героев на улицах Вероны.
И вот через этот бурный поток прорывается восхитительная тема любви, в первом спокойном мягком проведении у английского рожка и группы альтов. Чайковский не дает слушателю полностью насладиться этим звучанием, оставляя ощущение скрытой опасности и словно намекая, что влюбленным никогда не найти истинное счастье.
Ее сменяют шелестящие покачивающиеся аккорды струнных, верхние голоса которых обрисовывают контуры мягкой ласковой мелодии. Теперь мы слышим взволнованную тему, наполненную щемящей тоской, а затем она вырастает во вдохновленную, исполненную блаженства и любви прекрасную мелодию, подхваченную целым оркестром. Лирический эпизод разворачивается широко, рисуя всепоглощающую любовь юных героев, картину упоительного счастья.
Но резко, внезапно врывается жестокая действительность, тему прерывают тревожные звуки. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, причем мотивы вражды и начальный хорал доминируют, подавляя отдельные элементы темы любви. Все более нагнетается драматизм.
В кульминации хорал полностью теряет свой некогда отрешенный характер — становится грозным, преображенным ненавистью.
Отзвуки вражды, ненависти играют свою роль и в репризе, где тема любви звучит сокращенно, в ней появляются черты беспокойства, тревоги. Расцветающая тема любви в репризе достигает здесь высшего накала страсти.
Мощное крещендо доходит до своей кульминации, и затем все смолкает.
Развязка наступает в коде, которая становится кульминацией вражды и ее трагического итога. Вдруг из тишины доносятся удары литавр, словно тяжелая поступь похоронного шага. В ее последнем разделе, в мерном ритме, вызывающем образ траурного шествия, тема любви звучит остро и искаженно. В последних тактах она истаивает, сопровождаемая нежными арпеджио арф. Когда она стихает, мы слышим хорал из вступления увертюры, казалось бы все кончено. Но звучание оркестра все разрастается, нежная светлая мелодия звучит у струнных и увертюру венчают мощные, ликующие аккорды, словно утверждающие бессмертную любовь двух героев.
Ряд мощных аккордов, завершающих увертюру, напоминает о жестокой ненависти и вражде, жертвами которой оказались две молодые жизни. Балакирев возражал против такого окончания, считая эти аккорды лишними. Но Чайковский, прислушивавшийся к его мнению при работе над «Ромео и Джульеттой», в данном случае не согласился со своим старшим коллегой и оставил последние такты без изменений. Тихое окончание звучало бы примиренно, композитор же хотел подчеркнуть, что примирения со случившимся нет и не может быть.
Несмотря на кажущуюся непропорциональность соотношения основных разделов и необычность модуляционного плана, «Ромео и Джульетта» воспринимается как очень цельное произведение, все части которого прочно спаяны между собой. Отказавшись от воспроизведения отдельных ситуаций, от индивидуальных характеристик, композитор взял только центральную идею шекспировской трагедии, составляющую зерно драматургического конфликта, и нашел средства самостоятельного ее музыкального развития и истолкования. В этом смысле «Ромео и Джульетта» — один из самых ярких и типичных образцов психологически обобщенного программного симфонизма Чайковского.
Обратившись к жанру симфонической музыки, Петр Ильич Чайковский, видимо, нашел оптимальную версию о Ромео и Джульетте: увертюру можно назвать зеркалом, отражающим его собственные психологические процессы.
«Ромео и Джульетта» Шекспира совпадает с представлениями Чайковского об идеальной любви, воплощенной и во многих других сочинениях композитора.
Мысли о своем понимании чувства Чайковский красноречиво выразил в одном из писем к Н. Ф. фон Мекк: «Вы спрашиваете, друг мой, знакома ли мне любовь не платоническая? И да, и нет. Если вопрос этот поставить несколько иначе, то есть, спросить испытал ли я  полноту счастья в любви, то отвечу: нет, нет, нет. Впрочем, я думаю, что в музыке моей имеется ответ на этот вопрос. Если же вы спросите меня: понимаю ли я все могущество, всю неизъяснимую силу этого чувства, то отвечу: да, да, да и опять таки скажу, что я с любовью пытался неоднократно выразить музыкой мучительность и блаженство любви».
Прекрасная романтическая любовь в трагедии соприкасается с непреодолимыми препятствиями, ведущими к смерти влюбленных. Так и сам П. И. Чайковский не был счастлив в личной жизни. Невозможность достижения полного, вечного счастья связывалась композитором с идеей Рока, разрушающего все планы и надежды.
Таким образом, мы убеждаемся, что трагедия «Ромео и Джульетта» в прочтении Чайковского самым тесным образом связана со сквозной линией его мировоззренческих координат. Программа и психологический импульс оказались в одной плоскости, благодаря чему увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» органично вписывается в контекст всего творчества композитора, а бинарная оппозиция любовь – рок в этом творчестве обретает огромное значение.
При жизни композитора увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение мировой музыкальной классики. Для Чайковского это - первое крупнейшее завоевание в области программного симфонизма.
Список использованной литературы
Асафьев Б.О. О музыке Чайковского. – Л.: 1972.
Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. – М.: 1989.
Дни и годы П.И. Чайковского. Летопись жизни и творчества. – М.: 1940.
Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского. – М.: 1958.
Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература. – М.: 1981.
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Статьи по типологии культуры. – Тарту: 1973.
Мазель Л., Цукерман В. Анализ музыкальных произведений. – М.: 1967.
Способин И.В. Музыкальная форма. – М.: 1982.
Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. Т.6. – М.: 19182.
Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. – СПБ.: 2001.
Царева Е.П. Чайковский. – М.: 1989.
Чайковский П. Полное собрание сочинений. Переписка и литературные произведения. Т.14. – М.: 1961.