Методическая разработка Использование инновационных компьютерных технологий в работе преподавателя музыкальной школы
Методическая разработка
Использование инновационных компьютерных технологий
в работе преподавателя музыкальной школы
Введение.
XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Может быть, кому-то кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и десять-пятнадцать лет назад. Увы, это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного развития подрастающего поколения. Сделать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую преподаватель должен передать детям, увеличивается с каждым годом, следовательно, репродуктивными методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь музыкальной школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, поддержать их в этот сложный момент, скоординировать действия. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии и Интернет.
Цели и задачи:
Цель: Использование инновационных компьютерных технологий (ИКТ) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся
Задачи:
1. Определить направления использования ИКТ во внеклассной работе - расставить приоритеты в уровнях взаимодействия объектно-субъектных отношений при работе с материалами, создающимися с помощью компьютерных технологий. В зависимости от построения модели взаимодействия они могут быть:
Авторитарными или демократическими
Учитель может выступать в роли:
Руководителя или консультанта
Взаимодействие может осуществляться в виде:
Контроля или сотрудничества
Форма взаимодействия могут быть как:
Передача знания или обмен знанием
Построение межличностных отношений будет строиться как:
Коммуникативные или интерактивные
2. Определить преимущества использования ИКТ:
- Мотивация ученика. В настоящее время актуальным становится необходимость учить “размышлять об искусстве”. Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.- Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности. - Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. - Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся. - Позволяют наглядно представить результат своих действий.
3. Определить направления использования ИКТ
Направления использования ИКТ в работе преподавателя:
как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски); закрепление изложенного материала проведение практических занятий, самостоятельной работы; контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты) диагностика качества обучения (тесты); подготовка презентаций, докладов, выступлений; самообразование учащихся и педагогов; видеосъемка школьных мероприятий и создание видеотеки;
получение информации через подключение к Интернету;
Как продуктивнее наладить обратную связь с учеником? Через: Обмен цифровыми носителями – диски, flash носители E-mail Документы, сохраняющиеся на школьном компьютере
Ребенку всегда важна конечная цель – для чего он создает тот или иной продукт. Это могут быть: Внеклассные мероприятия (концерты, лекции, классные часы, родительские собрания) работа в проектах Связь с урочной деятельностью (доклады, рефераты, экзамены) Самообразование (просмотр созданных учениками продуктов) Обучающие пособия Различные тесты
Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос: «А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами, взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.
Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
На уроках мы говорим об искусстве, высказываем свое мнение, фантазируем!
А помогает нам в этом компьютер. Это позволяет:
- по-новому использовать на уроках звуковую, графическую, текстовую и видеоинформацию и ее источники;
- обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
- помогать активизации творческого потенциала ребенка;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- формировать духовный мир ребенка.
Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя. Это:
- систематичность применения ИКТ;
- компетентность учителя в компьютерных технологиях;
- интерес и инициатива самого учителя;
- творчество;
- современные технические средства;
- программное методическое обеспечение.
В своей работе, на уроках специальности (фортепиано), я активно использую новые информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. На компьютерном диске, который я готовлю к уроку заранее (фактически создавая для работы в классе собственный электронный учебник) находится весь иллюстративный материал: музыкальные аудиозаписи, наглядные пособия, слайды, фото и т.д. Преимущество моих электронных учебников в том, что содержание их полностью связано с программой, последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением. Управление всеми этими многообразными средствами происходит через «одно окно» компьютерного монитора. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, и к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому, при введении на уроках музыкальной терминологии, я использую учебно-развивающие материалы «Музыкальной азбуки» (на диске), которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях. Все это сопровождается комментариями учителя и красочными, яркими рисунками.
Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки, используемые в моем электронном учебнике, активизируют процесс запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми.
Для детей постарше, на уроках также использую презентации, подготовленные как мною, так и учениками, включающие необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений и другую информацию. В моей практике есть разные варианты подобных заданий. Например, начиная разбирать то или иное произведение, я прошу ученика отыскать и оформить информацию о композиторе, о времени создания произведения, об этапе жизненного и творческого пути, во время которого было написано произведение, об отличительных особенностях стиля. Кроме того, прошу найти аудиозапись и дополнить обзор фотографиями и иллюстрациями. Таким образом, ребенок получает полную информацию об исполняемом репертуаре, пополняя не только свой исполнительский багаж, но и теоретический, общеразвивающий. Более того, это помогает лучше понять идею, заложенную композитором, задачи, которые он ставит перед исполнителем и найти правильный подход к исполнению пьесы.
Конечно, можно подготовить все заранее самому учителю, выдать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка? Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество.
Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, если он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, уже сегодня можно выделить такие направления его применения:
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- создание музыки;
- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучання, видеоизображение;
- создание собственных музыкальных программ;
- получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры ученикам и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть ИНТЕРНЕТ.
На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.
Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть Интернет.
Приведу несколько примеров использования информационных ресурсов Интернет преподавателем музыки. Учитель может ознакомить детей с музыкальными инструментами из разных стран мира. Войдя в сеть Интернет, школьники выбирают любую Web-страницу, на которой есть музыкальная информация. Она, конечно, представлена в текстовой форме. Подбирая интересные учебные материалы, подростки знакомятся с иллюстрациями, картинками, фото, видео, которые сопровождают текст, а также прослушивают музыкальные произведения.
Таким образом, сделаем вывод, что сеть Интернет может применяться в музыкальном обучении для:
получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
значительного усиления индивидуализации обучения;
обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
развития музыкального интереса учащихся.
Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки.
Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.
Заключение
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых
урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие их индивидуальностей. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя все новые приемы.
Данная методическая разработка является вспомогательной при реализации основной образовательной программы и помогает обогащать методические возможности урока, активизирует творческий потенциал ребенка, приучает ребят к самостоятельной работе, вовлекает обучающихся в учебный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Материалы данной разработки успешно используются преподавателями Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Поддорская музыкальная школа».
Приложения на диске:
- Слайды, подготовленные учащимися;
- Обучающий видео-ролик «Клавишные инструменты», подготовленный преподавателем;
- Наглядные пособия, стихи, иллюстрации, проверочные задания.
Источники и Интернет – ресурсы:
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet.org/
2. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел «Музыкальная электроника».
3. Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
4.Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
5. http://festival.1september.ru/
6. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. К.,-2000.-№1.-С.45-50
7. www.myz-urok.ru
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Поддорская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование инновационных компьютерных технологий в работе преподавателя музыкальной школы»
Подготовила:
Григорьева Юлия Николаевна
преподаватель
фортепианного отделения
МУДОД «Поддорская
музыкальная школа»
с. Поддорье
2010 г.