Развитие творческих способностей дошкольников на муз.занятиях.
Г.В.Алексютина, муз.рук.д/с 36.
Развитие творческих способностей у дошкольников
на музыкальных занятиях.
На музыкальных занятиях есть такой раздел как танцевальное движение. Искусство танца –великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Во время танца ребенок преображается: появляется гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика, кроме того, он начинает чувствовать ритм, темп, понимать характер музыки, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными и общительными.
Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Знакомство дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции подводит их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному опыту, помогает поверить в свои творческие силы и в то, что они талантливы и неповторимы. Создание непринужденной обстановки, усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному, доступность и индивидуализация –вот основные педагогические принципы, которыми я пользуюсь в работе. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Продумываю движения танцев, игр и этюдов, чтобы они были доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа. Ну, и конечно, принцип партнерства –вовлечение воспитателей и родителей в воспитательный процесс: концерты, совместные выступления детей и родителей.
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.
Главное отличие детского танца от взрослого – в сюжетно –игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. В игровых и сюжетных танцах есть возможность развивать фантазию. Музыкальные произведения, которые я использую для сюжетных танцев, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту.
Для постановки танца нужны творческие задумки, которые требуют для передачи образа использование реквизита, а также красивых и ярких костюмов. И в этом мы очень благодарны и нашему руководству и нашим уважаемым родителям. Особенно благотворно на развитие творческих способностей детей сказывается тесное сотрудничество с хореографом. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением костюмов, атрибутов.
Хорошим показателем эффективности этой работы можно считать выступления детей на новогодних утренниках. В младшей группе –это танец с колечками, танец «Топотушки», танец гномиков! В средних группах – это танец «Зайчики и белочки», танец гномов. А в старшей группе уже индивидуальные танцы – это «Танец кукол Карабаса –Барабаса», «Танец Бабок-ежек», «Звездочки», «Обезьянки с маракасами». Очень ярким выступлением был танец родителей «Красная шапочка и Серый волк».
Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Все это наполняет ребенка радостью, а создание радостных условий для пребывания в дошкольном учреждении –главная задача педагогов.