Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».
Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».
Слайд 1
Статья «Формирование картографической грамотности учащихся при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель современной школы должен научить выпускника самостоятельно мыслить и видеть возникающие в реальной действительности проблемы, слайд 2 используя современные технологии искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным, самостоятельно работать над своим развитием.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Слайд 3 В настоящее время, в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом, значительное практическое значение имеет обучение учащихся пространственному мышлению.
Сущность опыта по формированию у школьников практических умений и навыков
Перед учителем всегда встаёт вопрос, как научить учащихся мыслить, как заставить самого ученика активно участвовать в процессе обучения, как научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 4 В своей педагогической деятельности при обучении географии я стараюсь вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Которая направлена на формирование свободного владения языком предмета, для описания процессов и явлений.
Слайд 5 С целью активизации познавательной деятельности на уроках использую разные формы работы:
- индивидуальную;
- коллективную;
- фронтальную.
Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательной деятельности:
Общие требования к организации практических работ.
Слайд 6 У школьников проблемы при выполнении практических работ связаны прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:
- создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели;
- использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Схема №1.
Работа с тематическими картами.
Слайд 7 Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты.
По функциональным свойствам учебная географическая карта может быть, как объектом изучения, источником знаний и как средство наглядности.
Большинство знаний, которыми должны овладевать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность школьников работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать и знать карту.
Слайд 8 Каковы же действия учителя по выработке у учащихся умений работы с тематическими картами?
Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею сначала общее, а затем и более углубленное. Первое можно назвать представление карты, второе – ее анализом.
Слайд 9 Представить новую карту – значит ознакомить учащихся с заголовком, легендой, размещением на карте дополнительных данных и указать на что необходимо обратить внимание при работе с картой. Изучение условных обозначений особо внимательно надо проводить при встрече с тематическими картами. Затем переходить к освоению масштаба карты и усвоению на ней привычных ориентиров, например, предложить ученикам найти на новой карте свое место жительства, Москву, р.Волгу и т. д.
Развитие аналитических способностей и логики, формирующих знания по реальной географии при решении обучающих задач на уроках.
Слайд 10 Жанр учебных задач по географии, приобретает все большую популярность в отечественной школе. Задачи, построенные на логических алгоритмах и ориентированные не столько на воспроизведение изученного материала, сколько, на его творческую интерпретацию, привносят в преподавание географии новые элементы развивающего обучения.
Задачи на уроках географии делают её занимательной. На занятиях применяются задачи различного уровня сложности, которые могут быть в качестве домашних заданий.
Слайд 11 Приведу примеры:
1.Коля Дубинин внук известного ботаника, готовя к печати сборник трудов своего деда, разбирал его архив. Будучи исследователем древесной растительности, Колин дед в каждом из посещенных им городов фотографировался около разных деревьев. Перед Колей лежал список мест, где побывал Дубинин - старший: Ачинск, Воронеж, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Якутск.
Какие названия городов Коля подписал к фотографиям деда у: а) каменной березы; б) карликовой березы; в) кедра; г) лиственницы; д) дуба; е) маньчжурского ореха? Объясните его решение.
Использование метода картографического проектирования при изучении географии.
Слайд 12 Проектный картографический подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания. Проект учащегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств. Метод картографических проектов я использую при изучении «Географии материков и океанов» в 7 классе. При изучении природы материков можно предложить группе учащихся создать проект «Изменение климата материка Южная Америка» при условии расположения гор Анды на востоке материка.
Работа над проектом начинается с вычерчивания карты рельефа материка. Опираясь на знания общих географических закономерностей, ученики последовательно моделируют рельеф, строение, климатические условия, природные зоны материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения в этих природных условиях.
Слайд 13 Другой возможный проект – составление «Памятки туриста», например, отправляющегося в Австралию, в десяти пунктах памятки требуется кратко изложить необходимые сведения о материке, где за последние десять лет многое изменилось, например, открыли месторождения алмазов.
Третий вариант проекта – составление «Маршрута путешественника по Северной Америке». Данное задание даётся учащимся на первом уроке изучения данного материка. Учащиеся выбирают маршрут, вычерчивают его на контурной карте, указывают условными знаками достопримечательности по ходу маршрута и делают его краткое описание, используя план характеристику территории.
Функции учителя в режиме развивающего обучения.
Функции педагога современной школы определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления. В связи с этим, я выделяю три основные задачи педагога:
1. Включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (организация учебной деятельности школьников);
2. Обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;
3. Проведение экспертизы полученного результата, как педагогом, так и учениками.
Учитель в процессе обучения должен опирается на веру во всеобщую талантливость своих детей, на известный с времён античности девиз: «Учись, обучая» и на психологическую парадигму: «Успех рождает успех».
Каждый педагог должен помнить, что заставить работать кувалдой -можно только силой, заставить думать силой- нельзя.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15