Интерактивный урок «Сказка в музыке» по предмету «Слушание музыки» в 1 классе ДМШ



Интерактивный урок «Сказка в музыке»
по предмету «Слушание музыки» в 1 классе ДМШ.
Автор: Татаринцева Алла Анатольевна
Преподаватель МБУДО
«Центральная Детская Музыкальная школа»
г. Саратов

2016 г.
Методическая разработка урока «Сказка в музыке» по предмету «Слушание музыки» в первом классе ДМШ посвящена проблеме развития интерактивной деятельности учащихся. Цель урока - закрепление понятий музыкальный образ, музыкальная тема, средства выразительности в форме игры. На уроке происходит обобщение пройденного, а так же ознакомление учащихся с новым музыкальным материалом.
Разработка такого урока может быть полезна не только преподавателям «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» музыкальных школ, но и преподавателям урока музыки общеобразовательных школ, а также студентов музыкально-педагогических колледжей и вузов.
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2. Основная часть.
3.Заключение.Пояснительная записка:
Предмет «Слушания музыки» относительно новый в программе музыкальных школ. Теме « Сказочные образы в музыке» в программе Е. Царевой по предмету «Слушание музыки» в 1 классе отводится два академических часа. А на закрепляющий, итоговый урок отводится один академический час. В отличие от музыкального материала, предлагаемого на выбор в программе предмета «Слушание музыки» по данной теме, музыкальный материал данного урока значительно расширен. Методическая разработка данного интерактивного урока проходила апробацию в течение 5 лет. На представленном уроке использована современная педагогическая технология интерактивного урока. Кроме того , наглядность в сочетании с игровой и диалоговой формой ведения урока позволяют пробудить воображение и фантазию учеников, творческое отношение к предмету; зажечь искру интереса к прослушанному музыкальному произведению. На уроке в непринужденной игровой форме вырабатываются внимательность, умение оперировать музыкальными терминами, а так же усваиваются навыки анализа музыкального произведения основываясь на дифференциации средств выразительности при прослушивании новых музыкальных произведений. Музыкальный материал урока подобран таким образом, что существенно расширяет музыкальный «кругозор» учащихся. Интерактивный итоговый урок дает возможность закрепления основных понятий: музыкальный образ, музыкальный герой, музыкальные средства выразительности; понятий консонанс и диссонанс. Актуальность данной методической разработки несомненна, так как явно демонстрирует активизацию процесса усвоения музыкального материала. На двух предыдущих уроках Ученики прослушали отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (3 чуда) и симфонической фантазии А.К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора». Новые музыкальные произведения на уроке представлены видео - примерами с использованием мультимедийных технологий: репродукции картин, отрывков из опер, балетов, мультипликационных фильмов.
Цель данной учебно-методической разработки - расширение кругозора обучающихся, совершенствование знаний о сказочном образе в фольклоре, литературе, живописи, музыке; о возможных приемах его воплощения в музыке. Данный урок дает возможность укрепления внутрипредметных и межпредметных связей.
Тема: Заключительный урок по предмету «Слушание музыки»- « Сказка в музыке».
Ход урока: На урок ученики приходят в костюмах любимых сказочных героев (это было домашним заданием к итоговому уроку).
Преподаватель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в мир сказок и к нам пришли в гости сказочные герои. Давайте с ними познакомимся.
Ученики представляют героев и сказку.
Вопрос: А вы знаете, что сказки бывают народные. Автором сказок могут быть поэты и писатели. А какие сказки вы знаете?
Ответ: (Ученики перечисляют названия известных сказок.)
Преподаватель: цитирует отрывок из вступления к сказке А. С. Пушкина « Руслан и Людмила».
Так начинается известная сказка А. С. Пушкина « Руслан и Людмила»
Вопрос: А какие сказки Пушкина вы еще знаете?
Ответ: ученики перечисляют известные им сказки .Звучит тема «Дворца-леденца» из оперы « Сказка о царе Салтане » Н. А. Римского-Корсакова.
Вопрос: Ребята, вы узнали эту тему? Из какого произведения эта музыка? Назовите композитора.
Преподаватель: В этой сказке происходят чудеса. Послушаем музыку и угадаем что это за тема.
Звучит тема « Белки». Ученики называют тему.
Вопрос: Какой инструмент передает пение белки?
Ответ: флейта пикколо.
Вопрос: Какую песенку поет белка?
Ответ: Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Звучит тема «Моря и 33 богатырей, выходящих из морской пучины».
Вопрос: А какие инструменты вы услышали в этом отрывке.
Ответ: Трубы, валторны.
Вопрос: А какой характер у музыки?
Ответ: Героический. Она передает шум волн.
Преподаватель: Угадайте ребята, музыкальные темы следующих сказочных героев.
Звучит тема «Кота –Баюна» из музыкальной сказки для симфонического оркестра А.К. Лядова « Кикимора».
Вопрос: А кому пел свою колыбельную Кот-Баюн?
Ответ: Маленькой Кикиморе.
Вопрос: А вы помните, что спала она в хрустальной колыбельке?
Звучит тема «Хрустальной колыбельки».
Вопрос: Какой характер у музыки?
Ответ: Волшебный, хрустальный.
Вопрос: А какой инструмент обладает таким волшебным «хрустальным» звучанием?
Ответ: Челеста.
Звучит тема Бабы – Яги из одноименной симфонический сказки А. К. Лядова.
Вопрос: А какой образ характеризует эта тема?
Ответ: Бабу-Ягу.
Вопрос: А чем занимается Баба-Яга?
Ответ: Колдует, ворожит. Варит зелье.
Вопрос: Ребята, а какие персонажи встречаются в сказках?
Ответ: Добрые и злые.
Преподаватель: Перечислите добрых и злых персонажей.
Ученики перечисляют сначала добрых героев сказок, затем злых.
Преподаватель: Я предлагаю вам, ребята, помочь композитору сочинить музыкальный портрет доброго и злого персонажа.
Вопрос
Каким будет характер музыки?
2. В каком регистре?
3.Как звучать будет музыка?
4. Какие созвучия, интервалы будут звучать?
5. В каких ритмах будет звучать тема героя?
Добрые персонажи
Светлым
В среднем, высоком.
Тихо- на пиано
Мягкие-консонансы.
Ровном. Музыка будет плавной. Злые персонажи
Угрожающим
В низком
Громко- на форте
Резкие-диссонансы.
Переменчивом.
Преподаватель: А теперь прослушаем еще одну тему.
Звучит тема «Царевны-Лебеди» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Преподаватель: Вы узнали эту тему?
Ответ: «Царевна-Лебедь.»
Преподаватель: А теперь посмотрите, как ее представил и изобразил русский художник Врубель, когда услышал в театре оперу Н.А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане». ( Демонстрируется иллюстрация картины Врубеля «Царевна –Лебедь»).
Преподаватель: а сейчас вы увидите еще одну сказочную птицу из балета И.Ф. Стравинского «Жар-Птица».
Демонстрация видео-фрагмента « Пляска Жар-Птицы» из балета И. Ф.Стравиноского.
Преподаватель: Похожи ли музыкальные темы этих птиц или различны.
Ответ: разные.
Вопрос: Каков характер музыки темы «Царевна-Лебедь»?
Ответ: Музыка плавная, спокойная, певучая.
Вопрос: Каков характер музыки «Жар-Птицы»? Ритм ровный или резкий?
Ответ: Пламенный, взволнованный. Ритм резкий , переменчивый.
Вопрос: Какие созвучия слышны в музыке? Резкие или мягкие?
Ответ: Резкие-диссонансы.
Демонстрация видеофрагмента: танец феи Драже из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке А Баланчина.
Вопрос: Каков характер музыки и ее настроение?
Ответ: Танцевальный, легкий, воздушный.
Вопрос: В каком регистре звучит музыка?
Ответ: В высоком.
Вопрос: А кто определил и сможет назвать инструмент с необычным звучанием в оркестре?
Ответ: Челеста.
Вопрос: А в какой теме звучал тембр этого редкого инструмента.
Ответ: Теме хрустальной колыбельки в которой впала маленькая Кикимора.
Демонстрация видеофрагмента: марш Черномора из оперы « Руслан и Людмила» М. И. Глинки в постановке Мариинского театра 2002г.
Преподаватель: Этот герой из сказки А.С. Пушкина» Руслан и Людмила». Это карла - Черномор, злой волшебник. Его волшебная сила заключена в длинной бороде. Марш Черномора звучит в опере-сказке М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Вопрос: Как удалось композитору передать в марше противоречивость образа: силу волшебника и особенности его роста?
Ответ: Сначала музыка звучи очень громко, на форте и все инструменты исполняют одну мелодию. А потом тихо - на пиано, в высоком регистре, как будто кто-то идет маленькими шажками.
Вопрос: А как выдумаете, могут ли под эту музыку маршировать солдаты? Ведь это марш.Ответ: Нет. Это сказочный и комический марш.
Преподаватель: Самый популярный персонаж русских народных сказок-Баба-Яга. Мы уже слушали с вами фантазию на темы русских народных сказок А.К. Лядова «Баба –Яга». А сейчас посмотрим мультфильм на музыку П.И. Чайковского «Баба-Яга» из «Детского альбома». Музыка цикла написана для фортепиано. Мы же услышим ее в оркестровом изложении и увидим стремительный полет Бабы-Яги .Просмотр мультфильма «Баба-Яга» на музыку П.И. Чайковского.
А еще одна пьеса ,написанная русским композитором М.П. Мусоргским «Избушка на курьих ножках». Главный герой ее Баба-Яга. Музыку мы услышим в исполнении пианиста Святослава Рихтера.
Просмотр мультфильма «Избушка на курьих ножках» на музыку М.П. Мусоргского.
Преподаватель: Вам понравилась музыка П.И. Чайковского? А музыка Мусоргского?
Ответ: Да.
Вопрос: Как вы думаете, в чем разница этих пьес?
Ответ: В обеих пьесах в музыке показан полет Баба – Яги. Но в пьесе Мусоргского есть средняя часть, где в музыке слышен образ непроходимого дремучего леса и жилища Бабы-Яги- избушки на курьих ножках.
Преподаватель: Ребята , давайте узнаем, кому больше понравилась музыка А.К. Лядова. А теперь те, кому понравилась музыка М П. Мусоргского. А кому понравилась музыка П. И. Чайковского?
Дети отмечают музыку композиторов разноцветными карточками, поднимая их в руках. Голоса подсчитывает преподаватель.
Преподаватель: Ребята, к сожалению, путешествие в увлекательный и разнообразный мир музыкальных сказок закончилось. Но вы сможете продолжить путешествие самостоятельно побывав на спектаклях оперного театра, на концертах в филармонии.
Домашнее задание: 1. Нарисовать понравившийся персонаж.
2.Сочинить музыкальный портрет любимого сказочного героя.
В заключении хочется сказать, что опыт эмоционально ценностного отношения учащихся к музыкальным произведениям является основой развития музыкальности, музыкального мышления, креативности и эмпатийности. Формирование этого опыта происходит непосредственно в процессе слушания музыки и всецело зависит от выбора музыкальных произведений. Музыкальный материал урока оптимален, разнообразен и ярок. Целенаправленное представление нового музыкального материала с использованием мультимедийных технологий позволяет интенсифицировать процесс освоения большого объема музыки. Диалоговая форма ведения итогового урока позволяет выявить проблемные аспекты пройденного материала, выявить не только знание, но и приобретенные умения и навыки. Выбранная форма ведения урока более всего подходит в работе над развитием образного мышления учащихся и активизацией творческого потенциала детей. Разнообразие методических приемов в работе с учащимися влияет на качество восприятия и формирует у учащихся представление о деятельности слушателя как творческом процессе.


.