Восприятие одиннадцатиклассниками произведений М.А.Булгакова по результатам анкетирования


Жумалиева Е.В.
Восприятие одиннадцатиклассниками произведений М.А.Булгакова по результатам анкетирования
Сценография булгаковских произведений, многочисленные постановки в театре и кино по книгам писателя и драматурга позволяют учащимся связать несколько видов искусства между собой, убедиться, что творчество М.А. Булгакова не потеряло своей актуальности и значимости до сих пор. Изучение творчества М.А. Булгакова в 11 классе позволяет представить его как драматурга, создателя пьес, хорошо известных в настоящее время. Материалы о жизни М.А. Булгакова, знакомство с которыми предусматривает программа, позволяют лучше представить время, в которое жил и творил писатель, его отражение в романах и повестях мастера слова. Можно утверждать, что изучение монографической темы «М.А. Булгаков. Жизнь и творчество» стало неотъемлемой частью курса литературы в старших классах.
Перед изучением темы мы рекомендуем провести анкету, которая поможет выявить то, что учащиеся уже знают о писателе и его творчестве, скорректировать предстоящие уроки. Такая анкета была проведена нами в 11 классе учащихся МБОУ Илекской средней общеобразовательной школы. Учащимся были предложены следующие вопросы:
К какому периоду русской литературы относится творчество М.А. Булгакова?
Какие факты биографии М.А. Булгакова вам известны?
Какие произведения писателя вы можете назвать?
Какие произведения М.А. Булгакова вы читали?
Кто из героев произвел на вас сильное впечатление? Почему?
Какие экранизации произведений М.А. Булгакова вы знаете?
Какая экранизация вам больше всего понравилась?
Каково общее впечатление о писателе и его творчестве?
Какое место, на ваш взгляд, занимает М.А. Булгаков в русской литературе?
Важно ли знать его творчество современному читателю?
Анализ анкеты, на вопросы которой учащиеся отвечали перед рассмотрением монографической темы «М.А. Булгаков. Жизнь и творчество», показывает, что все учащиеся так или иначе знакомы с произведениями писателя и фактами его биографии. Так, совсем не вызвал затруднений ответ на первый вопрос анкеты, в котором школьники определяли период, в который жил и творил писатель. В своих ответах учащиеся отмечали сложность времени, в которое жил писатель: войны, революции, невозможность писать то, что хотелось, в тоталитарном государстве. Обратимся к ответам анкеты. В самом подробном ответе на этот вопрос отмечаются многие приметы времени именно так, по подпунктам:
-бедность и нищета населения после революции и гражданской войны;
-атеизм, формирование личности человека, не верящего в Бога;
-тоталитарный сталинский режим, массовые репрессии;
-атмосфера страха, отсутствие свободы и гласности (Татьяна Л.)
Можно отметить как распространенный ответ следующий:
«Это был сложный период в жизни страны, тоталитарный сталинский режим, нищета после революции» (Ольга Ч.) В основном учащиеся отвечали коротко: «Творчество М.А. Булгакова относится к ХХ веку»; «Творчество М.А. Булгакова приходится на 1919-1940 гг.»; «М.А. Булгаков начал свою творческую деятельность в 1919 году и закончил в 1940 году». Один из ответов был совсем краткий: ХХ век.
Отвечая на второй вопрос анкеты, учащиеся перечисляют основные факты биографии писателя, хорошо известные каждому школьнику: семья Булгакова и ее роль в жизни писателя, его гимназическое и медицинское образование, работа в газете и театре, невозможность опубликоваться, работа над романом «Мастер и Маргарита», который был опубликован после смерти писателя. Приведем такие ответы учащихся на этот вопрос, которые были более распространенными, отличались подробностью: «М.А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве. После окончания гимназии он поступает на медицинский факультет Киевского университета. Врачебная практика принесла литературные плоды, Булгаков пишет «Записки на манжетах»… Последние годы писатель прожил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжает активно работать, его произведения не доходят до читателей. Умер он 10 марта 1940 года и похоронен на Новодевичьем кладбище» (Елена Н.). В анкете Татьяны Л. прослеживается творческий путь писателя (в литературу через журналистику), отмечаются такие его качества, как умение сочинять, петь рисовать, любовь к театру. Учащиеся говорят о взглядах писателя: «Булгаков был монархистом, а во время учебы в университете демонстративно уклонялся от общественно-политической деятельности. Всегда оберегал свою внутреннюю независимость» (Аскер К.) Примечательно то, что в одной из анкет говорится о его взглядах.
При ответе на третий вопрос учащиеся называют разные произведения писателя, среди которых чаще всего упоминаются повесть «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных», то есть те произведения, которые изучаются по школьной программе и которые предлагается прочитать учащимся в курсе изучения литературы в средней школе. В то же время можно отметить, что учащимся известны те произведения, которые не входят в школьную программу: «Роковые яйца», «Бег», «Зойкина квартира», «Дьяволиада», «Похождения Чичикова», «Морфий», «Ревизор» (киносценарий по пьесе Гоголя). Практически в каждой работе упоминается пьеса «Иван Васильевич меняет профессию», однако, если иметь в виду, что пьеса на самом деле называется «Иван Васильевич» и что в фильме много отступлений от текста Булгакова, вряд ли кто-либо из учащихся читал пьесу. Скорее всего, видели фильм. О чтении книг Булгакова был следующий, четвертый вопрос.
Как и следовало ожидать, большая часть учащихся отметила, что ими прочитана повесть «Собачье сердце» (10 человек), роман «Мастер и Маргарита» (5), «Белая гвардия» (4), «Роковые яйца» (2), «Похождения Чичикова» (1) (некоторые отмечали не одно произведение). Такие итоги чтения учащимися произведений М.А Булгакова объясняются тем, что повесть «Собачье сердце» невелика по объему, а роман «Мастер и Маргарита» труден для самостоятельного чтения и понимания, что и отмечается в трех анкетах.
Отвечая на пятый вопрос, учащиеся говорят о понравившемся герое прочитанной книги, комментируют, объясняют свой выбор. «Мое внимание привлек профессор Преображенский, гениальный доктор и талантливый ученый. Он воплощение образованности, высокой культуры, выразитель авторских мыслей в повести» (Тамара С.)
«На меня произвел самое большое впечатление Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Фокусы в варьете, проделки с пустым костюмом, подписывающим документы, превращение бумаги в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека (Татьяна Л.).
Указывая как понравившихся героев Иешуа и Кота, учащиеся не объясняют причин такого выбора.
Говоря об экранизациях, учащиеся называют чаще всего «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце» (7 человек), «Мастер и Маргарита» (5 человек). Эти экранизации названы во всех 16 анкетах. По два раза в разных анкетах отмечены фильмы «Иван Васильевич меняет профессию», «Роковые яйца» и «Морфий», по одному разу- учащиеся отмечают работу режиссера Владимира Бортко, игру актеров О. Басилашвили, К. Лаврова. Глубокого анализа или сопоставления фильмов с произведениями М.А. Булгакова в анкетах не было, что свидетельствует о том, что вдумчивого просмотра кино и чтения произведений, пожалуй, не было.
Общее впечатление о писателе и его творчестве выражено в анкетах следующим образом. «Произведения Булгакова заставляют задуматься о многом. В каждое произведение писатель вкладывает частичку своей души и именно поэтому его произведения хочется читать снова и снова. Его произведения - большой вклад в литературу». (Елена Н). «В романе «Мастер и Маргарита» писатель «подарил» главному герою часть своей биографии» (Анна Ц.).
Девятый вопрос о месте Булгакова в русской литературе, наряду с общими словами о важном месте писателя в русской литературе, есть и особые мнения. «В романах Булгакова живут глубокая вера в человека, человечность, в непреложные нравственные законы. Для писателя нравственный закон является частью души и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием» (Татьяна Л.).
Наконец, в ответе на последний вопрос учащиеся признали важность и необходимость творчества писателя для будущего поколения единогласно. Причины, по которым следует читать и изучать творчество М.А. Булгакова, были названы следующие: в произведениях отразилась эпоха, время писателя; писатель рассказывает о любви, семейных ценностях; его произведения способствуют повышению культуры и воспитанию нравственных ценностей в человеке; проблемы, поднимаемые в его произведениях, актуальны до сих пор; наконец, его книги очень интересны и поэтому привлекают читателя.Анкеты учащихся свидетельствуют о том, что они знакомы с фактами биографии писателя, имеют представление о его взглядах и мировоззрении, истории создания некоторых его произведений, отмечают автобиографическое начало некоторых его книг.
Таким образом, прием анкетирования перед изучением монографической темы поможет учителю представить уровень знания о писателе и его творчестве накануне изучения темы и спланировать уроки так, чтобы школьники смогли понять самое главное, найти ответы на свои вопросы на уроках литературы, посвященных конкретному писателю. Учителю важно опираться на те знания о мастере слова, которые уже есть у школьников, чтобы заинтересовать их и помочь узнать новое.