Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру.Тема:Наша чистая планета (устный журнал)
Разработка
внеклассного мероприятия по окружающему миру
3-Б класс
Тема: «Наша чистая планета» (устный журнал)
Педагогические задачи:
Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
Оборудование:
Глобус, страницы (листы голубого, зеленого, синего цвета), картинки с изображением растений, животных, аудизапись (колокольный звон), экран, проектор.
Ход мероприятия:
Вступление: звучат колокольные звоны.
Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.
По ком звонят колокола сегодня?
Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Ученик: Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - Океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
(показывает на глобус)
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее, хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными - экологами проводится осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты - леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли - озера, моря, океаны. Наша планета - планета океанов. ѕ части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымарать в грязи». Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.
Ученик: Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он - свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ребята, то, что видите здесь, - журнал, хоть и не обычный. Его название «Наша чистая планета». Это журнал живой. Каждую его страницу готовили наши журналисты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.
Первый корреспондент:
Я буду говорить вам об этом голубом поле (показывает на доске).
Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это? (ВОЗДУХ)
( 1-ый слайд на экране)
Речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.
Ученик: Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко – голубой.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы?
Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
(Учащиеся отвечают на вопросы).
Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в
больших городах должно быть много зелени.
Учитель: Мы правильно объяснили, как сберечь воздух, оставить его чистым. Мы уничтожили микробы, грязь и пыль - и небо снова стало чистым и голубым!
Если мы сумеем очистить небо над всей планетой - наша планета выздоровеет и будет счастлива!
Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что это такое? Какие – то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.
Второй корреспондент:
Зеленая страничка нашего журнала - страничка жизни. А почему она зеленая?
(отвечают учащиеся)
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ученик: Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе, как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу.
Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц.
(2-ой слайд на экране – Красная книга России)
Главная наша забота - чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги.
Какие же животные ждут нашей помощи?
(3-ий слайд)
Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» - скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.
Лось: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.
(4-ый слайд)
Утро синее тихо
Занималось в лесу,
Шла тропинкой лосиха,
Осыпая росу.
Рядом с ней без тревоги
И доверчив, и рыж,
Семенил длинноногий,
Горбоносый малыш.
Изучал на примерах
Он повадки ее.
А рука браконьера
Поднимала ружье
Оступилась лосиха,
Осыпая росу,
И опять стало тихо
В оглушенном лесу.
( 5-ый слайд)
Жаба: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую, маслянистую жидкость. Вероятно, потому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб.
А в Англии и Франции их продавали на рынке.
Ученик: А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».
(6-ой слайд)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем,
В Книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Знаете ли вы целебные лекарства?
(учащиеся называют известные им целебные травы).
Известно свыше 12000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине, и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знаете, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.
Ученик: На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Учитель: Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя на природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом?
(ответы учащихся)
Мы запомнили эти правила и сможем убрать круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения - природу.
Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты?
(отвечают дети, затем убираются квадраты).
Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за понимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида.
Ну вот, уже 2 поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.
Третий корреспондент:
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И потому всегда
Всем нужна вода!
(7-ой слайд)
Эта страничка о воде.
Где больше воды на земле?
(ответы учащихся)
А где еще находится вода?
(ответы учащихся)
Снег - это тоже вода, и облака - вода.
В океане вода, какая?
(ответы учащихся)
А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
Чистые ли воды океанов, морей, рек?
(ответы учащихся)
Ученик: Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, Человек?
Учитель: Посмотрите на наше поле - как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать?
(учащиеся отвечают)
Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!
Ребята!
Вспомним пушкинскую «Сказку о золотой рыбке». В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели ПРИРОДУ - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе - самих себя!
Сказка подсказывает:
( на 8-ом слайде)
Ученики: 1) Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в
конце концов у разбитого корыта!
2) Будем же беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в
отдельности.
3) Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его
создали сегодня!
Рефлексия: Какой вы хотите увидеть нашу планету?
Выберите рисунок с изображением планеты и положите в
нужный конверт.
( 2 конверта: «улыбающаяся» планета, «грустная» планета)
Внеклассное мероприятие по окружающему миру
(3класс)
Учитель Вахламова Н.В.
2009 год
Заголовок 115