Открытый урок Жуки и бабочки.
Урок окружающего мира "Жуки и бабочки". 1-й класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель начальных классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели:
познакомить учащихся с разнообразием насекомых,
уточнить знания учащихся о жуках и бабочках,
воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Игра «Крестики – нолики»(да – «+», нет – «0»)
1) Слово «насекомое произошло от слова «насечка», «насекать»?2) Паук – это насекомое?3) Муравей – это млекопитающее?4) Стрекоза – это хищник?5) Люди должны уничтожать всех насекомых?6) У насекомых три части тела?
Ответ. + + 0 + 0 +
Учитель. Встаньте те, у кого поучилась такая запись. Молодцы, вы хорошо дома поработали. Похлопаем этим ребятам.
3. Сообщение темы урока
(На доске написано «Насекомые»).
Учитель.Тема сегодняшнего урока «Насекомые». А с какими насекомыми будем знакомиться, послушаем стихотворение. Постарайтесь запомнить, о каких насекомых в нём говорится.
(Доска закрыта. Дети рассказывают стихотворение и медленно открывают доску. Появляется поляна с цветами, травой, насекомыми).
1. Эта страница зелёного цвета,Значит на ней постоянное лето.Если бы здесь уместиться я могЯ бы на этой странице прилёг.
2. Бродят в траве золотые букашки.Вся голубая, как бирюза,Села, качаясь, на венчик ромашки,Словно большой самолёт, стрекоза.
3. Вот тёмно-красная божья коровкаСпинку свою, разделив пополам,Вскинула крылья прозрачные ловкоИ полетела по божьим делам.
4. Вот в одинаковых платьях, как сёстры,Бабочки сели в траву отдыхать.То закрываются книжечкой пёстрой,То, раскрываясь, несутся опять.
Учитель. Каких насекомых вы запомнили? Докажите, что стрекоза, бабочка, божья коровка – насекомые.
4. Открывается тема «Жуки и бабочки»
Учитель. К нам сегодня пришли гости.
(Дети заранее подготовили сообщения).
Божья коровка. Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник.Я не зря так хлопотливо бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои крохотные ножки в поисках еды. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
Жук-могильщик. Я – «лесной санитар». Люди никогда не видят в лесу мёртвых птиц и зверьков, а ведь не все из них гибнут в пастях животных, многие умирают своей смертью или погибают от болезней. Вы, люди, не видите мёртвых зверьков, потому что мы, жуки-могильщики, хорошо работаем.
Колорадский жук. Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень я люблю поедать траву молодого картофеля. Окраска у меня яркая, оранжево-чёрная. Птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.
Красотел пахучий. Я – хищник с ярко-зелёными металлическими блестящими надкрыльями. Обитаю я в лесах и охочусь на гусениц, поедающих листья деревьев. Особенно люблю охотиться на опасного вредителя леса – шелкопряда.
Учитель. Какие из этих гостей приносят пользу? А какой вред?
(Работа по учебнику).
Учитель. Прочитайте отрывок на стр. 27 и выполните задания. Давайте отправим наших насекомых по правильному пути.
Дети. Колорадского жука мы отправим к картофелю.
Учитель. Правильно.
Дети. Божья коровка пойдёт кушать тлю.
Учитель. Хорошо.
Дети. Жука-могильщика отправим к мёртвой птице.
Учитель. Правильно.
Дети. Красотел пахучий пойдёт к гусенице.
Учитель. Теперь откройте конверты с картинками и выберите полезных насекомых. Почему колорадского жука мы не возьмём?
5. Рассказ учителя
Одним из самых красивых существ на Земле является бабочка. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку.Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред приносят их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды различных растений.О самом красивом насекомом мы посмотрим фильм учёного биолога Л. Л. Семаго.
(Просмотр видеофильма).
Учитель. О какой бабочке мы посмотрели фильм? Найдите её в тетради и раскрасьте.
6. Физкультминутка
Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел.
7. Продолжение работы над новым материалом
Учитель. А кто из вас знает, как размножается бабочка?
Дети. Насекомые откладывают яички. А из яичек появляются гусеницы. Пройдет немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка.
Учитель. Бабочки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми.Насекомые откладывают яички. А из яичек появляются гусеницы. Пройдет немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка.
(Работа по таблице «Размножение бабочки»).
Учитель. Давайте посмотрим сценку и подумаем, почему бабочек, стрекоз, мотылька нельзя брать руками?
Сценка «Девочка и мотылёк
Девочка.Мотылёк, где ты был, что ты ел, что ты пил? Где твой дом, расскажи обо всём!
Мотылёк.
Мой дом – трава и цветы,Еда – нектар цветов,но живу я недолго, не более дня.Человек, ты, пожалуйста, не трогай меня!
Учитель. Почему нельзя руками брать бабочек?
Дети. Их крылышки состоят из малейших чешуек, они очень нежные и ломкие.
Учитель. Давайте придумаем знак, запрещающий трогать бабочек.
(Дети прикрепляют к доске знаки).
Учитель. Давайте послушаем сообщение о бабочке Аполлон.
Ученик. Бабочка Аполлон умеет быстро летать. У неё есть ещё один способ спасаться от врагов: пугать их. Если её сбивают на землю, она начинает шипеть. Шипящая бабочка хоть кого напугает. Конечно, шипит она не по-настоящему. Она скребёт лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.
6. Закрепление материала
Учитель. Приготовьте у себя на партах лесную полянку. Заселите её известными насекомыми.– Какими насекомыми заселили?– Почему их называют насекомыми?– Все ли насекомые полезные?
7. Подведение итога урока
Ученик.
Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле каждый колосок,Речка, небо надо мною – Это всё моё, родное.
8. Домашнее задание
Раскрасить бабочку в тетради.