Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Жуки и бабочки (2 класс)

Технологическая карта урока
Учитель

Дударева Ольга Борисовна

Образовательное учреждение
МБОУ Кубинская сош № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.

Предмет

Окружающий мир. Технология.

Класс

2 В

Автор, УМК

Г.Г. Ивченкова, О.В. Узорова УМК «Планета знаний»

Тема урока

Жуки и бабочки.

Цель
Образовательная: овладеть способом выделения существенного признака насекомых, научить систематизировать знания; выявлять общее и особенное.


Тип урока

Тип урока: урок введения нового знания, комбинированный.


Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные



- формирование ценностного отношения к природе, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Познавательные: - умение классифицировать на основе существенного признака.
Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в парах, устанавливают очередность действий, осуществляют взаимопроверку.

- усвоят, что насекомые – это животные, у которых шесть ног;
- узнают о разнообразии животного мира и необходимости бережного отношения к нему;
- научатся приводить примеры насекомых.


Основные понятия

насекомые

Междисциплинарные связи
Окружающий мир, технология, математика

Ресурсы
Информационный материал: выставка насекомых и бабочек

Демонстрационный материал: аудиозапись Римский-Корсаков «Полет шмеля»; раздаточный материал (кроссворд)
Интерактивный материал: интерактивная доска, персональный комьютер




Технология проведения
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

1.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель.
Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
Мотивировать учащихся к учебному действию.
Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и .. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай . (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку. (поднимать)!
Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).


2.
Актуализация знаний и
постановка проблемы.
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Цель.
Формулирование темы урока.
Анализируют.
Отвечают на вопросы преподавателя.






















Высказывают свое мнение.































Высказывают свое мнение.






Слушают аудиозапись.
Анализируют.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.


























Подводит обучающихся к выводу о названии группы.






Уточняет и конкретизирует первичные знания.





















Помогает выявить причинно-следственные связи .





























Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.


СЛАЙД 1 (открываются отряды насекомых)
Отгадайте загадки:
1.В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится –отдыхает.(бабочка)
2.он блестящий и зеленый
Пролетел над веткой клена
Зацепил крылам за сук
И упал на землю (жук)
3.Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам (кузнечик)
4.готовит лакомство,
Хотя не повариха,
Иголку носит при себе,
Хотя и не портниха. (пчела)
5.целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет.
Тогда перестанет.(муха)
И еще одна группа это
6.Клопы и цикады

Как эти группы назвать одним словом? (насекомые)

У нас на слайде только шесть групп. Это самые круппые группы или как говорят ученые ОТРЯДЫ. На самом деле их больше 40-ка.

Сколько же на планете насекомых?

Ни один ученый не возьмется ответить на этот вопрос, ведь на сегодняшний день известно около миллиона всевозможных видов насекомых, но еще больше неизвестных. И это касается только видов! А если говорить о количестве насекомых всех видов, то выяснятся удивительные вещи: общая масса всех летающих, плавающих, ползающих шестиногих Земли в 30-40 раз больше, чем вес всех людей нашей планеты.

Чтобы это представить наглядно, возьмем мячик для настольного тенниса –это все люди , и баскетбольный мяч –это насекомые.
А вы знаете почему их так назвали -НАСЕКОМЫЕ?
Посмотрите на их брюшко.
СЛАЙД 2.
Может вы сами сможете ответить на этот вопрос!


АУДИОЗАПИСЬ
«Полет шмеля» Римский-Корсаков

Что это за звук?
Мне, кажется, к нам кто-то летит?
Кто бы это мог быть?
Как вы думаете?(насекомые)

Может кто-нибудь слышал это музыкальное произведение и знает как оно называется и кто автор этой музыки?

Давайте познакомимся с нашими гостями.
ЖУК(рассказывает осебе)
БАБОЧКА(рассказывает о себе)

Догадайтесь о ком сегодня мы будем говорить?

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



































Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



3.
Совместное «открытие» новых знаний.
Организовать выполнение учащимися учебного действия.

Работают с учебником




Анализируют.
Сравнивают.
Отвечают на вопросы преподавателя.

Формулируют выводы наблюдений.






Анализируют
Высказывают сое мнение

Определяют причины.

Организует работу с учебником.










Рисует на интерактивной доске.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.




Сообщает новые термины.
Работа с учебником. С.35 2 часть.
Откроем наши учебники на с. 35.
Здесь нас встречают наши знакомые.
Прочитаем о них.

Работа с интерактивной доской.

Попробуем сравнить эти два отряда насекомых.

Что общего у них?
-есть голова,
-грудь,
-брюшко,
-шесть ног,
-четыре крыла.

Чем они отличаются?
-у жуков есть два жестких крыла.
Ученые назвали их «жесткокрылые».
-у бабочек нет жестких крыльев, их крылья покрыты чешуйками.

Как может называться эта группа, т.е. отряд бабочек. (чешуекрылыми)

Почему нельзя ловить бабочек?
(чешуйки осыпаются, бабочки не смогут летать;
Могут быть чей-то пищей)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).


4.
Самостоятельное применение знаний.
Организовать фиксацию нового действия в знаках.

Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)
Высказывают свои предположения в паре
Осуществляют самопроверку.
Ученики заполняют кроссворд на доске, сверяясь со своими ответами.Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Организует работу в парах.







Организует проверку выполнения задания.
Консультирует, помогает


Обеспечивает мотивацию выполнения





















Обеспечивает мотивацию выполнения



Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.



Формулирует задание
Работа в парах.
А теперь предлагаю поработать в парах.
Разгадайте кроссворд, который у вас лежит на партах.

СЛАЙД 3.(кроссворд)
-Какая загадка вызвала у вас затруднение?
Проверим, что у вас получилось.





Наш жук хочет что-то сказать!
(Мне сказали, что вы знаете физкультминутку про жука)
Мы и заем и покажем тебе, дорогой жук.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПРО ЖУКА.
На лужайке, над ромашкой
Жук летел в цветной рубащке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь.
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук.
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.

Почему наша гостья бабочка такая грустная?
(сейчас зима, а так хочется, чтобы было лето, и без подружек скучно)
Мы, конечно, не волшебники, но помочь можем.

Я дарю тебе кусочек лета –этот луг.
А ребята смогут сделать тебе подружек-бабочек.

Уметь работать в парах
(Коммуникативные УУД).
Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь выполнять самопроверку.
(Регулятивные УУД).














Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Совместное «открытие» новых знаний.
Высказывают свое мнение.




Выполняют пошаговую инструкцию.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.








Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.
Работа с бумагой. Оригами. Бабочка.
Какая геометрическая фигура лежит в основе почти всех фигурок оригами.(квадрат)

Возьмите заготовку.

Пошаговое выполнение бабочки.
Вы можете поместить своих бабочек на луг.
Вспомните как еще можно сделать бабочку.



6.
Итог урока. Рефлексия.

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.


О каких отрядах насекомых мы с вами говорили?
Что нового вы узнали?
Что вы запомнили?
Что вам понравилось?
Что бы вы еще хотели узнать бабочках и жуках?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


ђ Заголовок 415