Программа внеурочной деятельности Удивительная физика
Пояснительная записка
Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации внеклассной работы с учащимися. Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач. Внеклассная работа оказывает влияние на учебный процесс, делает все преподавание более живым, увлекательным и интересным. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями методами применения физических знаний на практике. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью. Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке должны способствовать развитию кругозора учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики. Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, практические исследовательские работы, выполнить проектную работу.
Вид программы: модифицированный.
Программа разработана: учителем физики Тороповой Н.В. и Дегтяренко В.И.
Классы: 5
Количество часов в неделю: 1 раза
Программа курса рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).
Цель работы кружка: формирование познавательного интереса школьников,
создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования
личности.
Задачи работы кружка - создать условия для формирования у учащихся:
интеллектуальных и практических умений в области тепловой физики, электричества,
магнетизма и оптических явлений; самостоятельности в применении на практике знаний, полученных на занятиях
кружка;
творческих способностей;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в
группе.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
планировать исследования, выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять
простейшие лабораторные работы;
делать выводы, обсуждать результаты эксперимента.
Пользоваться физическими приборами.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7, 8 и 9 классах — по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Школьный курс физики-систематизирующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии.
Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующие эти явления; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества , уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в обретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физики в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Результаты Уровень проявления
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Личностные
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества уважение к творцам науки и техники отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Метапредметные извлекает информацию из различных источников
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Анализирует и систематизирует информацию
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачиПроявлять инициативу и самостоятельность в обучении Представляет информацию различными способами
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Предметные знает основные понятия темы умеет давать определения основных явлений знает где и как применяются явления
Знает какие приборы используются в данной теме
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умеет выполнять измерения
умения применять теоретические знания по физике на практике
объяснять полученные результаты и делать выводы
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
Тематическое планирование
№ Занятия
Тема занятия Характеристика деятельности учащихся
Количество часов
Теория Демонстрация Лабораторная работа Тема 1.Введение (2ч)
1 Что изучает физика? Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые ,электромагнитные, световые. Тела и вещества Демонстрации различных физических явлений.
Аналитическая деятельность:
Сформировать понятие «физика» как наука, распознавать типы физических явлений, выделять методы познания физики.
Практическая деятельность:
Измерять размеры физического тела с помощью линейки, измерять объем жидкости с помощью мензурки, измерять объем твердого тела неправильной формы с помощью мензурки, определять цену деления и погрешность. 1
2 Методы исследования природы.
Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Правила пользования приборами. Простейшие измерительные приборы и инструменты: термометр, барометр, гигрометр, психрометр, высотометр, мензурка. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения. 1
Тема 2.Тела и вещества (5 ч)
3 Состояние вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами.
Различные твердые тела. Переливание подкрашенной жидкости из мензурки в сосуды разной формы. Перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить. Испарение воды и ее конденсация. Плавление стеарина и его отвердевание.
Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества»
Аналитическая деятельность:
Сформировать представление о трех видах состояний вещества, различать понятия «масса», «температура»,.анализировать процесс диффузии.
Практическая деятельность: уметь измерять массу тела на рычажных весах, снимать показания термометра 1
4 Масса. Измерение массы.
Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
1
5 Плотность.
Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности по известным массе и объему, вычисление массы по известным плотности и объему, вычисление объема по известным массе и плотности. Взвешивание тел одинакового объема, но разной массы и одинаковой массы но разного объема.
Лабораторная работа «Определение плотности вещества»
1
6 Строение вещества.
. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.
Лабораторные работы «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдения явления диффузии»
1
7. Групповая работа по проекту на тему «Введение. Строение вещества» 1
Тема 3. Взаимодействие тел (8ч)
8 К чему приводит действие одного тела на другое?
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: Сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Действие и противодействие. Опыт с тележками. Пластилиновый шарик, упав на поверхность стола, изменяет свою форму. Груз на пружине. Демонстрация сил различной природы. Аналитическая деятельность:
Различать виды сил, научиться искать дополнительный материал по темам, анализировать применение изученного материала в жизни, сформировать понятие «давление», различать условия плавания тел
Практическая деятельность:
Измерять силы с помощью приборов, уметь определять давление, выталкивающую силу, проверить условия плавания тел 1
9 Деформация. Сила упругости.
Различные виды деформаций: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Проявление деформации в природе, в быту, учет и использование в технике. Возникновение силы упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Прибор для демонстрации различных видов деформации.
Лабораторная работа «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»
1
10 Измерение силы. Трение.
Повторение: шкала прибора, определение цены деления, предела измерения. Устройство динамометра. Сила трения; ее проявление в природе, в быту, условия ее возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение. Учет и использование трения в технике.
Динамометры различного типа.
Лабораторные работы «Измерение силы с помощью динамометра», «Изучение сил трения».
1
11 Письменный опрос «Силы природы»
Экскурсия: проведение исследования дорожного покрытия, измерение силы трения колес игрушечного автомобиля на дорожном покрытии населенного пункта.
Изготовление динамометра и измерение силы трения при помощи динамометра.
12 Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Сила давления и давление. Единица давления – 1паскаль (Па). Способы увеличения и уменьшения давления (гусеницы трактора, фундамент здания, острие колющего инструмента). Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой. Шар Паскаля. Лабораторный эксперимент на улице «Исследование давления тела на снег»
1
13 Сообщающиеся сосуды. Давление на глубине.
Закон сообщающихся сосудов. Его объяснение. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.
Уровень воды в сообщающихся сосудах. Демонстрация давления на глубине.
1
14 Архимедова сила.
Выталкивающая сила, ее измерение на опыте. Объяснение причин возникновения выталкивающей силы. Применение выталкивающей силы: подводная лодка, батискаф, подъем затонувших судов. Уменьшение веса тела, погруженного в воду. Действие выталкивающей силы на различные тела, погруженные в воду.
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел»
1
15 Выпуск газеты «Силы природы» 1
Тема 4. Механические явления (5 ч)
16 Механическое движение.
Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное. Криволинейное, движение по окружности. Вращательное, колебательное волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.
Демонстрация различных видов движения. Аналитическая деятельность: анализировать результаты опытов, проводимых самими учащимися, делать выводы, подбирать дополнительный материал.
Практическая деятельность: собирать установку для опытов(«Научные развлечения»), вычислять скорость движения тела, классифицировать источники звуков 1
17 Скорость движения.
Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости (м/с, км/ч). ускоренное и замедленное движение, примеры ускоренного и замедленного движения.
Решение экспериментальных задач типа: 1. Рассчитать время, за которое легкоподвижная тележка поедет длину стола. 2.Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с.
Вычисление скорости движения ученика по классу. Вычисление скорости тележки.
Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»
1
18 Относительность механического движения.
Повторение: Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения. Представления об относительности движения.
Демонстрация относительности движения Лабораторная работа «Наблюдение относительности движения»
1
19 Звук. Скорость звука.
Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.
Разнообразные источники звука и колеблющиеся детали. порождающие звук: камертон, и музыкальные инструменты , громкоговорители.
1
20 Проект «Механическое движение». Награждение за лучшие работы. 1
Тема 5. Тепловые явления. (3 ч)
21 Температура. Теплопередача.
Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике
Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела. Лабораторная работа «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»
Аналитическая деятельность: анализировать результаты опытов, проводимых самими учащимися, делать выводы, подбирать дополнительный материал.
Практическая деятельность: собирать установку для опытов(«Научные развлечения»), вычислять температуру тела. 1
22 Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Наблюдение таяния льда в воде. Конденсация капель воды на холодной поверхности металла, помещенного над кипящей водой.
1
23 Тепловое расширение.
Тепловое расширение жидкостей и газов. Сообщения учащихся – примеры учета и использования теплового расширения в технике. Проверочная работа «Тепловые явления»
Расширение тел при нагревании с помощью прибора «шар с кольцом». 1
Тема 6.Электромагнитные явления (6 ч).
24 Электрический ток. Источники тока. Сила тока. Напряжение.
Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного и переменного тока. Источники тока Аналитическая деятельность: формировать понятия «электризация тел», объяснять электрические явления, разбираться в характеристиках электричества.
Практическая деятельность: различать взаимодействие наэлектризованных тел, магнитное взаимодействие. 1
25 Сила тока. Напряжение.
Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Зависимость силы тока от напряжения.
Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.
1
26 Электрические цепи.
Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.
Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.
1
27 Последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение проводников, использование в различных цепях.
Лабораторная работа «Последовательное соединение»
1
28 Параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение проводников, использование в различных цепях.
Лабораторная работа «Параллельное соединение»
1
29 Действие тока.
Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Химическое действие тока, его применение. Проверочная работа «Электромагнитные явления».
Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит.
1
Тема 7. Световые явления (5 ч)
30 Свет. Источники света.
Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Образование тени от преграды. Объяснение солнечных и лунных затмений.
Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды. Прибор солнечного и лунного затмения. Лабораторная работа «Свет и тень»
Аналитическая деятельность: формировать понятие «свет», анализировать образование теней, определять преломление света.
Практическая деятельность: наблюдать свет и тень, делать выводы, работать с оптическими приборами 1
31 Отражение света.
Зеркальное и рассеянное отражение. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Использование зеркал. Демонстрация плоского, выпуклого и вогнутого зеркал. Демонстрация закона отражения.
Лабораторная работа «Получение изображения в плоском зеркале»
1
32 Преломление света.
Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.
Преломление света на границе воздух – вода, воздух – стекло.
Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»
1
33 Линзы. Оптические приборы.
Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.
Демонстрация с помощью прибора по геометрической оптике Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния линзы»
1
34 Разложение белого света в спектр.
Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона.
1
Материально-техническое обеспечение
Рабочее место учителя:
ПК
Мультимедийный проектор
Приборы лабораторные:
Весы учебные с гирями
Набор тел равного объема
Динамометр лабораторный
Рычаг - линейка лабораторный
Штатив для фронтальных работ
Цилиндр мерный с носиком 250 мл (мензурка)
Стакан химический
Пробирка
Набор грузов по 6x100 г
Таблицы:
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
Международная система единиц (СИ).
Физические постоянные.
Измерение сил динамометром.
Измерение длины масштабной линейкой.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Реактивное движение.
Силы упругости.
Перегрузки.
Относительность движения (перемещения параллельны)
Относительность движения (перемещения перпендикулярны)
Подшипники.
Определение положения тела.
Невесомость.
Траектория движения.
Движение текущей жидкости или газа.
Сухое трение.
Список литературы.
Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993 г.
Древо познания. Энциклопедия.
Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука, 1974 г.
Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.
Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.
Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996 г.
Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .
Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.
Шабловский В. Занимательная физика. – С-Пб., Тригон, 1997 г.
Я познаю мир. Энциклопедия.