Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг».
Цель урока: Обобщить и систематизировать учебный материал по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг..Задачи: Образовательные: Систематизировать и закрепить знания об основных этапах Великой Отечественной войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей на войне; значении и победы в Великой Отечественной войне.
Коррекционно-развивающие: Развивать познавательные способности при обобщении исторического материала, формировать умение слушать и анализировать рассказ учителя и ответы одноклассников, развивать умение поддерживать беседу при оценке исторических событий.
Воспитательные: Формировать у учащихся патриотические качества, чувство уважения и любви к своему героическому народу и Отечеству, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Оборудование и материалы: Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг», таблица «Главные битвы Великой Отечественной войны».
Ход урока.
Организационный этап:
Цель – подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.
По звонку занять своё место.
Взаимное приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности к уроку (рабочее место – наличие учебных принадлежностей, рабочая поза, внешний вид.)
Коррекция внимания.
Сообщение темы и цели урока: Тема нашего урока «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг».
Мы с вами Повторим и обобщим материал по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Запись в тетради числа и темы урока.
Обобщение и систематизация пройденного материала.
Цель – обобщение и систематизация учебного материала по истории Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Фронтальная беседа:
- Как называется раздел, который мы изучали в течение последних уроков? Какие темы входят в этот раздел?
О каком событии Великой Отечественной войны идёт речь в стихотворении Степана Щипачёва:
«Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось».
- Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.
- Почему в 1939 году Союз Советских Социалистических республик подписал с Германией договор о ненападении?
- Когда и как напала германия на Советский союз?
- Германия в начале войны разработала план «Барбаросса». В чём он заключался?
- Почему Красная армия отступала в начале войны?
Показать на карте г. Москву.
- Почему Гитлер хотел захватить Москву?
- Как москвичи защищали свой город?
- Чем закончилась битва за Москву?
- Какое новое оружие было создано советскими инженерами и конструкторами в годы войны?
- Какую помощь фронту оказывали граждане Советской страны?
Показ на карте город Ленинграда.
-Как проходила блокада Ленинграда? Объясните значение слов «блокада», «окружение».
- Почему дорогу по Ладожскому озеру называли «Дорогой жизни»?
Показать на карте город Сталинград.
- Когда проходила Сталинградская битва?
- Какой подвиг совершил сержант Павлов?
- Вспомните, когда был освобождён город Донецк?
Показать на карте город Курск.
- Какое сражение называли «битвой техники»?
- Когда была освобождена советская территория?
- Когда закончилась Великая Отечественная война?
- Какое значение имела победа советских людей в Великой Отечественной войне?
Работа у доски.
Заполнить пропуски в таблице:
Название битвы Время Значение
Битва за Москву … Это было первое крупное поражение фашистской армии с начала Второй мировой войны. Это первая победа советской армии, которая вдохнула надежду и уверенность в разгроме врага.
Блокада Ленинграда Сентябрь1941 – август 1944 г. …
… Июль 1942 г. – февраль 1943 г. Советские войска измотали крупную вражескую группировку, а затем окружили и полностью уничтожили огромную армию Паулюса. Наступил коренной перелом в ходе Великой отечественной войны.
Битва на Курской дуге. 12 июля 1943 г. …
Выполнение тестового задания.
Объяснение правил заполнения тестовой работы.
Выполнение работы.
Физминутка.
Обобщение учителя:
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов закончилась. Во время этой войны, нашей стране, нашему народу пришлось противостоять мощному военному государству – Германии. К моменту нападения на Советский Союз Германия захватила половину Европы. Но советский народ не только выстоял, но и одержал сокрушительную победу. Советские люди защищали в этой смертельной схватке своё Отечество, свой дом, свою родимую землю. Победа досталась советскому народу очень высокой ценой. Война унесла жизни около 27 миллионов человек. Это почти половина всех погибших в ходе Второй мировой войны. Материальные и технические потери Советского Союза были также высокими. Но советские люди в годы войны массовый героизм, показали бесстрашие и доблесть, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Святая вера в справедливый характер войны и в непременную победу над врагом помогали советским людям преодолевать все невзгоды и тяготы военного времени. Мы с вами не должны забывать мужественных героев, которые сделали возможной нашу с вами счастливую жизнь.
Просмотр видеоматериала.
Подведение итогов урока.
Цель – подведение итога работы класса на уроке.
Комментарии. Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание. Нет домашнего задания.