Презентация по русскому языку. Готовимся к сочинению в формате ЕГЭ (опираемся на чужой опыт, предлагаем собственные находки).
Пишем сочинениев формате ЕГЭпо тексту С.И. Сивоконя о С.Я. МаршакеПавлова Елена Михайловнасредняя школа № 28 с углублённым изучением отдельных предметовгород Воронеж
Читаем текст (1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (З)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время». (4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов... (6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда... (10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов? (13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают. «(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти: — (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то. (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно. (31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит. — (ЗЗ)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал. (35)Записывайте. — (36) Это звучит уже как приказ». (З7)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру! (39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых... (По С. Сивоконю*)*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.
Какие проблемы ставит автор 1. Проблема добросовестного отношения к любимому делу2.Проблема способности человека доводить начатое дело до конца3. Проблема смысла жизни4. Что такое талант?5. Проблема отношения человека к работе6. Проблема ответственности перед другими и самим собой7. Проблема преданности своей профессии (делу)
Комментируем проблему текста (К2)Комментируя, мы говорим о том, что делает авторРазмышляетРассуждаетРассматриваетИзлагает суждениеГоворитРаскрываетОбъясняетПодчёркиваетОбращает вниманиеРазделяет мнениеДоказываетВосхищаетсяПоддерживаетУдивляетсяСочувствуетСопереживаетПлавно подводим рассуждения к позиции автора
Что можно рассказать о Маршаке ? ТалантливыйУмныйПорядочныйЧестныйСильныйЖизнестойкийЗаботливыйВнимательныйОтветственныйВолевой Человек — хоть будь он трижды гением — Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения.
Советы Маршака… На всякий случай… Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.
Позиция автора Автор текста С. И. Сивоконь считает, …что С.Я.Маршак даже в последние часы своей жизни помнил о высокой ответственности перед читателями и все свои силы, которые были уже на исходе, отдавал делу, которому посвятил жизнь. …что тот, кто по-настоящему любит свою работу, будет… …что каждый человек должен чувствовать… «У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал», – так сказал Маршак редактору журнала «Юность». … что все последние силы Маршак отдавал делу, которому посвятил жизнь. Какие предложения у вас?
Собственная позиция Я полностью соглас… с мнением автора данного текста. Действительно, такая самоотверженная преданность своему делу вызывает глубокое уважение. Каждый человек всегда должен помнить об ответственности перед другими людьми, осознавать, что он кому-то нужен.
Собственная позиция и А1, А2В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: Тезис(положение, которое надо доказать)Аргументация(доказательства, доводы)Вывод(общий итог)
Литературные аргументы Документальный роман «Фридл» Елены Макаровой, вышел в издательстве «НЛО». Главная героиня книги – австрийская художница Фридл Дикер-Брандейс – в течение двух лет, с 1942 по 1944, занималась с детьми в гетто Терезин.Автор повествует о том, как художница Фридл Диккер-Брандейсова в условиях концлагеря, в «голоде, холоде, страхе», «создала педагогическую систему душевной реабилитации … посредством рисования»: «обучала детей приёмам композиции…, изобретала для них постановки из скудной барачной утвари…, знакомила их с законами цветовой» гаммы. Может, женщина сама не испытывала страха? Наверное, испытывала! Но детям было еще страшнее… Е. Г. Макарова, преклоняясь перед подвигом художницы, восторгается ее мужеством и человеколюбием.В самые страшные годы остаётся верна своему делу жизни до конца, спасает других, спасает их работы
В серии ЖЗЛ каждый сможет выбрать достойный аргументБиография писателя, но есть конкретный автор! Кому на Руси жить хорошоРЕКВИЕММастер иМаргаритаКак закаляласьсталь
Домашнее задание Написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту С.И. Сивоконя про С.Я.Маршака Предложить свои интересные находки