Формирование мотивации учения на различных этапах урока


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»
Формирование мотивации учения на различных этапах урока
Выступление на школьном педсовете «Технология компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы».
Кузьминых Людмила Николаевна,
учитель-логопед первой кв. категории
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного материала из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности; частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания. Для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, изменения в ней происходят быстро. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, уровень учебных мотивов снижается. Это подтверждают результаты школьной психодиагностики. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
 Одним из средств формирования положительной учебной мотивации является содержание учебного материала. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.
1 этап – мотивационный
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Этап состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит обучающихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана разными приемами:
а) постановкой задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы.
Например, перед изучением темы «Предложение» учитель говорит: «Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа»;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы должны изучить правила построения грамотной речи».
Учебная задача показывает детям тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Для формирования положительной учебной мотивации важно чтобы цель урока формулировали не мы. Наша задача – подвести их к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача понята и принята обучающимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Приемы повышения интереса к учебному материалу представлены на слайде.
№ Название приема Формулировка
1. Привлекательная цель. Перед учеником ставится понятная, простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
2. Удивляй! Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
3. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
4. Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
5. Лови ошибку Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.
6. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
7. Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
8. Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
2 этап – операционально-познавательный
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Обратитесь к проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов.
Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ. Поэтому останавливаться на нём не буду. Отмечу лишь неоспоримые плюсы метода проектов:
он развивает познавательный интерес;
ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;
в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
знания находят практическое применение;
устанавливается связь с жизненным опытом детей;
в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностиями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы
Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке.
КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ Название приема Формулировка
1. Организация работы в группах. Группы получают одно и тоже задание.
Группы получают разные задания.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
2. Лови ошибку. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определённому мнению, группа выбирает спикера.
3. Пресс-конференция и вопрос к тексту. Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
4. Своя опора. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы.
ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ Название приема Формулировка
1. Игры-тренинги. 1.Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
2. Игры в случайность. Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
3. Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему.
4. «Да-нетка». Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».
А теперь о применении отдельных форм работы. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
ПРИЁМЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ
№ Название приема Формулировка
1. Базовый лист контроля. На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
3. Показательный ответ. Ученик демонстрирует блестящий ответ.
4. Опрос по цепочке. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя.
5. Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
7. Взаимоопрос. Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
8. Защитный лист. Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснений причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая листы, держит ситуацию под полным контролем.
9. Отсроченная реакция. Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. (30 секунд)
Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Например, полезно использовать задания типа: «Составьте кластер (схему или модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними». Или такое задание: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы».
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ
№ Название приема Формулировка
1. Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
2. Повторяем с контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
3. Повторяем с расширением. Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
4. Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
5. Опрос – итог. В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
6. Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.
Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
№ Название приема Формулировка
1. Три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней.
Первый уровень – обязательный минимум.
Второй уровень – тренировочный.
Третий уровень – творческий.
2. Задание массивом. Задаётся большой массив сразу – в рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы.
3. Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
4. Творчество работает на будущее. Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.