Формирование УУД на различных этапах урока математики по ТДМ.
Формирование УУД на различных этапах урока математики на основе ТДМ Подготовила учитель начальных классов ГБОШИ РФМЛИ Чувилкина Елена ЮрьевнаГ.Владикавказ Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Основные виды УУД личностныерегулятивныепознавательныекоммуникативные Личностные УУД - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;- смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;- умение структурировать знания;- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные УУДПостановка и решение проблем формулирование проблемы;поиск информацииструктурирование информации самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;- умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Математика3класс Тема:«Деление на однозначное число углом» Мотивация к учебной деятельности Девиз:К деленью приступим с особою важностью,Поделимся с другом открытия радостью.Прочитайте девиз. Чем мы будем заниматься на уроке? (действием деления)- О каком открытии идёт речь? (об открытии нового знания) На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:самоопределение;смыслообразование;внутренняя позиция школьника;учебно-познавательная мотивация.Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения На доске эталоны деления с остатком и устного деления по частям.- Чтобы узнать новое, необходимо повторить то из изученного материала, что поможет вам при открытии нового знания. Работа в парах.-Выполните деление с остатком и сделайте проверку: 23:4 =- Разбейте число 536 на части, кратные 4, выполните деление по частям: Проверка правильности проводится фронтально.23:4 = 5 (ост. 3) 536:4 = (400+120+16):4 = 400:4+120:4+16:4 = 100+30+4 = 134Всегда ли удобно делить много значение числа по частям?- Попробуйте разделить 63216 на 6. Пробное действие. Попробуй найти частное 536 : 4, используя деление углом 536 4Кто не справился? У кого нет ответа?- Какое затруднение у вас возникло? Что вы пока не знаете? (не можем выполнить деление углом) На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:- мотивационная основа учебной деятельности;смыслообразование;эмпатия.Познавательные:анализ, сравнение;использование знаково-символических средств;построение логической цепи рассуждений;Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи. Регулятивные:постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;волевая саморегуляция. Коммуникативные:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Построение проекта выхода из затруднения - Какую цель вы перед собой поставите? (открыть способ деления многозначного числа на однозначное углом)- Сформулируйте тему урока. (Деление многозначного числа на однозначное углом.) Вам поможет образец выполнения деления углом и шаги для построения алгоритма.На доске даётся образец выполнения пробного действия.Что вы должны сделать? (проанализировать образец, сравнить с ответом, составить алгоритм, сделать вывод)- Получился план работы. На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:самоопределение;нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;Познавательные:постановка познавательной цели;построение логической цепи рассуждений;построение речевых высказываний;выбор наиболее эффективных способов решения задач;определение основной и второстепенной информации. Регулятивные:познавательная инициатива;планирование, прогнозирование.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества;разрешение конфликтов;формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;понимание относительности мнений и подходов для решения проблем;адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Реализация построенного проекта Итак, необходимо проанализировать образец. Сначала сравните ответ. Что вы заметили? (ответ совпадает)Рассмотрите запись столбик. В какой последовательности велись вычисления, какие разрядные единицы делили сначала, какие потом? (сначала делили сотни, потом десятки, затем единицы) Теперь смоделируем новый алгоритм.Моделируется алгоритм и фиксируется на доске. Запишите выражение пробного действия в тетради с комментированием по алгоритму.Сможете ли вы решать по алгоритму аналогичные примеры? (да) На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;осознание ответственности за общее дело;следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;Познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;выдвижение гипотез и их обоснование;использование знаково-символических средств;самостоятельное создание алгоритмов деятельности;самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Регулятивные:волевая саморегуляция;познавательная инициатива.Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;достижение договорённостей и согласование общего решения;разрешение конфликтов на основе учёта интересов всех участников;Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Первичное закрепление во внешней речи Теперь необходимо научиться применять новое знание, новый алгоритм.Для первичного закрепления у доски решается один пример с комментированием. Затем в парах решается ещё два примера, также с комментированием.Проверка проводится поэтапно, сначала по образцу в учебнике, далее, по необходимости, по подробному образцу. На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные:подведение под понятие;использование общих приёмов решения задач;использование знаково-символических средств;самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале;построение речевых высказываний;выведение следствий.Регулятивные:контроль;коррекция;волевая саморегуляция;Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества;адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Теперь, чтобы проверить себя, необходимо поработать самостоятельно.Дети решают один пример с самопроверкой по подробному образцу. _7`92 6
6 132
_ 1 9
1 8
_ 12
12
0 На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.Познавательные:анализ, сравнение, классификация;использование знаково-символических средств;рефлексия способов и условий действия;выделение и формулирование проблемы;постановка познавательной цели;подведение под понятие. Регулятивные:самостоятельный учёт выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;волевая саморегуляция;познавательная инициатива;осуществление самоконтроля по результату и способу действия;самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.Коммуникативные:- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе учащимся предлагаются уравнения и задачи, для решения которых необходимо применить новое знание. Задания могут выполнять индивидуально или в парах. На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные:анализ, синтез, сравнение, классификация;поиск и выделение необходимой информации;моделирование, преобразование модели;умение структурировать знания;смысловое чтение, извлечение необходимой информации;использование знаково-символических средств;выбор наиболее эффективных способов решения задач;использование общих приёмов решения задач;построение речевых высказываний;подведение под понятие;выведение следствий;доказательство. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества;формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;постановка вопросов;адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;управление поведением партнёра. Рефлексия деятельности на уроках. Какую цель вы ставили на уроке? (открыть способ деления многозначного числа на однозначное углом)Вы достигли поставленной цели? (да)Что вам помогает при делении? (алгоритм, который мы составили)Оцените свою работу на уроке. На данном этапе формируются следующие УУД: Личностные:внутренняя позиция школьника;самооценка на основе критерия успешности;эмпатия.Познавательные:рефлексия способов и условий действия;контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения;планирование учебного сотрудничества. Домашнее задание Даются задания на применение и запоминание алгоритма деления. Задания делятся на обязательные и по выбору (со звёздочкой)