Внеклассное мероприятие: Народные деревянные промыслы Ульяновской области.


Внеклассное мероприятие
по теме:
Традиционные деревянные народные промыслы в Ульяновской области 2,3 классы.
Учитель начальных классов
МКОУ «Карлинская средняя школа
имени И.С.Полбина»
Семёнова Ольга Евгеньевна.
Цели:
Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами Ульяновской области.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям декоративно- прикладного искусства.
Развитие творческой активности.
Задачи:
Создание представлений о характерных особенностях народных промыслов (художественная обработка дерева).
Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
Практическая значимость:
Разработанное внеклассное мероприятие может быть использовано на уроках по предмету «Окружающий мир», уроках изобразительного искусства учителями начальных классов.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
✓ развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства;
воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
Метапредметные результаты:
✓ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности
✓ развитие коммуникативных умений, корректное ведение диалога.
Предметные результаты:
✓ ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
✓ познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе и социоприродной среде.
Универсальные учебные действия:
приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
различать предметы наиболее известных народных промыслов.
Методические приемы:
наглядные материалы (изделия из бересты, дерева, словарь Ожигова, презентация к занятию)
материалы для творческие задания. ( гуашь, краски, кисточки, макеты деревянных досок, тряпочки для рук, стаканчики под воду)
беседа с учениками;
План.
1. Определение темы занятия.
2. Беседа о народных промыслах Ульяновской области и их основных видах.
3. Систематизация полученных знаний.
4. Творческой задание (роспись макета доски)
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Ребята, давайте определим тему нашего сегодняшнего занятия. (слайд 2)
Посмотрите на экран. Перед вами леса Ульяновской области. Деревья укрывают нас от солнца, дождя и ветра, они очищают воздух, дарят нам эстетическое удовольствие.
Какие правила нужно соблюдать в лесу? (ответы детей по картинкам)
Жизнь срубленного дерева переходит в вещи, без которых человек не может обойтись. Чего только не делают люди из дерева! Посмотрите на свои столы, там лежат предметы, которыми мы пользуемся. Красивые деревянные статуэтки, симпатичные плетеные корзинки, резные украшения, картины – в этих изделиях дерево продолжает жить и дарить нам свое тепло.
О чём мы сегодня поговорим? (ответы детей)
(На доске тема) ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Лес - это не только древесина, но и многочисленные ремёсла.
Как вы понимаете смысл этого слова?(ответы детей)
Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изделий для обмена или продажи. Ремёсла сохранились и в наши дни. Сегодня они приобрели новое название -народные промыслы.
Учитель. Откуда же пошло это название «промыслы»?
Историческая справка: (слайд 3) Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была простая, а земли не давали хороших урожаев, люди стали заниматься разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и использовали эти наблюдения в своих изделиях. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Вместе с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Учитель. Издавна славится наша Родина своим творчеством. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - людей, умеющих превращать обычную деревяшку в удивительные творения. (слайд 4)
Подумайте, как называют человека, который работает по дереву?
(Ответы детей)
Мастер
Умелец
Творец
Краснодеревщик
Резчик
Учитель. А где? У кого учились этому мастерству раньше?
(Ответы детей)
(друг у друга, от отца к сыну переходило ремесло, а значит мастера были из народа, то есть народные)
Учитель. Какую профессию нужно получить, что бы стать мастером?
(Ответы детей)
( плотник, столяр, резчик по дереву, реставратор, дизайнер мебели, токари, которые работают с деревом на станках, ландшафтный архитектор.)
Учитель. Какие промыслы в нашей области есть? (слайд 5)
Мы узнали, что в Ульяновской области есть производство изделий из бересты, лозы, а ещё резьба по дереву. В городе и области устраивают ярмарки-выставки, на которых можно купить что-то для себя.
Ученица
Музей «Столярная мастерская», располагается во флигеле усадьбы Черновых. Он состоит из трех залов. В первом из них представлена документальная экспозиция, которая рассказывает о ремеслах и промыслах крестьян Симбирской губернии, их обычаях, особенностях обучения, работе ремесленников и городских мастерских. (слайд6, 7)
Учитель
Для работы с деревом годятся корни, стволы и ветви дерева. Дерево не должно быть гнилым. Для того чтобы изделие получилось красивым, нужно правильно заготовить материал: выбрать, высушить и сохранить его. Сейчас обрабатывают древесину на фабриках, со специальным оборудованием. (слайд 8)
Для резьбы узоров подходит берёза, липа, дуб. А для оконных рам нужна сосна.
Учитель. Какими инструментами пользуются мастера?
Инструменты обязательно нужно осматривать и вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Хранить их нужно завернутыми в ткань, чтобы они не сломались и не повредились.(слайд 9)
Изделия из древесины покрывали не только лаком, но и расписывали красками. Для этого нужно, что бы поверхность древесины была ровной и гладкой. Сначала на заготовку наносят рисунок через кальку, а потом раскрашивают в разные цвета. Раньше люди считали, что расписные вещи отгоняли злых духов и привлекали добрых духов в дом. А вместо красок использовали глину, уголь и мел. (слайд 10)
Учитель. Итак, какие знания вы получили на занятии? ( ответы детей)
Ребята, а вы бы хотели попробывать расписать деревянные доски? (ответы детей0 Тогда давайте переместимся в мастерскую и попробуем это сделать.
(На столах заранее подготовлены макеты досок, краски, гуашь, кисточки, Повторяются правила работы.)
Учитель. Какие замечательные работы у вас получились. Молодцы.
Поделитесь своими впечатлениями о занятии.
Оцените свои знания. Выберите одну из фраз: (слайд 11)
Теперь я знаю всё о народных промыслах, связанных с лесом.
Я хотел бы расширить свои знания о народных промыслах.
Информационные ресурсы
А. Клиентов « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
Презентация Microsoft Power Point.
Толковый словарь Ожегова (http://d-pankratov.livejournal.com/155452.html)
Ульяновский Музей народного творчества (www.ulmincult.ru/37/80/172/567.htmlУльяновский Музей Ремесла и быт
(www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=14‎0)
Ульяновский Музей Столярная мастерская (http://www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=140)