План психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся
План психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования
Универсальные учебные действия (УУД) Основные критерии оценивания Методики (типовые дидактические задачи) Примечания
1 2 3 4
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Самоопределение:
Внутренняя
позиция
школьника Положительное отношение к школе;
чувство необходимости учения,
предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
адекватное содержательное представление о школе;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки - дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) Беседа о школе (модифицированный вариант) (Т. А. Неж- нова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер) Используется в начале 1 класса
Самооценка:
а) регулятивный компонент • а) Регулятивный компонент:
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Используется в начале 1 и 2 классов (вариант 1) и в начале 3 и 4 классов (вариант 2)
б) когнитивный компонент • б) Когнитивный компонент:
представленность в Я-концеп- ции социальной роли ученика;
рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» Методика «Лесенка»
Методика «Хороший ученик»(рефлексивная самооценка учебной деятельности)
Модификация методики определения самооценки (Т. В. Дембо,
С. Я. Рубинштейн) Используется в 1 классе
Используется в начале 2-4 классов
Используется в конце 4 класса
Смыслообразова-
иие:
Мотивация учебной деятельности Сформированность познавательных мотивов:
интерес к новому;
интерес к способу решения и общему способу действия;
сформированность социальных мотивов:
стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Т. А. Нежно- ва, Д. Б. Эльконин,
А. Л. Венгер) Методика исследования учебной мотивации школьников (М. Р. Гинзбург) Используется в начале 1 класса (стартовая диагностика)
Используется в начале 2-4 классов
1 2 3 4
• сформированность учебных мотивов:
- стремление к самоизмене- нию - приобретению новых знаний и умений Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение) Заполняет учитель в 1-4 классах
Нравственноэтическая ориентация • Отношение к нравственноэтическим нормам Методика выявления уровня нравственноэтической ориентации (наблюдение)
(Л. И. Лейчуг) Заполняет учитель в начале 1-4 классов
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Умение учиться и способность к организации своей деятельности:
целеполагание • Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Методика «Выкладывание узора из кубиков» Проводит психолог (индивидуально с каждым учеником) в 1 классе
планирование • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий прогнозирование • предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик контроль • осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона коррекция • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата оценка • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения саморегуляция • способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Общеучебные
универсальные
действия Оценивает
учитель
1 2 3 4
Универсальные
логические
действия Сравнение;
анализ и синтез;
сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация" обобщение;
установление аналогий Методики из диагностического альбома Н. Я. Семаго.
М. М. Семаго Используются в начале 1 класса
Постановка и решение проблемы Формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Наблюдение Оценивает учитель в I полугодии 4 класса
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Коммуникация как общение • Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя)
(Э. М. Александровская) Используется в начале 1 класса
Коммуникация как кооперация Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
учет позиции собеседника либо партнера по деятельности Медодика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
«Совместная сортировка» (Г: В. Бурменская) Используется в конце 1 класса
Используется во 2-4 классах
Коммуникация как условие инте- риоризации • Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор- строитель») Используется в 3-4 классах