урок-брифинг в рамках недели начальной школы «Сохраним природу Земли вместе»







Открытый урок-брифинг
в рамках недели начальной школы
по предмету:
Природоведение


на тему:


«Сохраним природу Земли вместе»











Подготовила и провела
учитель 4-А класса
Мазанской ОШ
Гренок А.А.




26.11.2013г

Тема урока: «Сохраним природу Земли вместе»
Цель урока:
- воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому; - помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; - формировать экологическую культуру.
Дата проведения: 26.11.2013
Время проведения: 15.10–15.50
Место проведения: Мазанская ОШ
ЭкоШОК – экологическая школьная открытая компания
План брифинга:
1. Значение природы для человека.
2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова экологическая обстановка в нашем селе, районе, крае?
4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
– экологи,
– представители комитета по охране природы,
– медицинские работники,
– экономисты.
Ход брифинга
Организационный момент.
Основной этап урока.
1. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.
Ведущий (учитель).  Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах»,  искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей  вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохраним природу Земли вместе» – тема брифинга.
Аэродромы,
            пирсы
                       и перроны,
леса без птиц
            и земли без воды
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
            Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.
2. Выступления специалистов.
Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступают экологи
Экологи:
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города
Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты.
За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой,  может  быть искажена и нарушена под воздействие так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Спасибо за информацию.
Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Какова же экологическая обстановка в нашем крае?-
Слово предоставляется представителям Комитета по охране природы.
Звучит стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа».
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
 И сокрушается Природа:
Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди
И разъяснил мне егерь мрачно:
А что? Кислотные дожди
Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескала тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг.
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
Да сын ли ты мне, Человек?
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем районе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
С информацией выступят медицинские работники .
Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения.
На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ).
- Что необходимо сделать для сохранения природы?
Слово предоставляется экономистам. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием. На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий.
- Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат).
ПЛАКАТ: «Будьте активными защитниками природной среды!»
Соблюдайте правила поведения в лесу,
на берегу водоемов
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений)
Заботьтесь
о братьях наших меньших
(муравьях, птицах, ежиках )
Украшайте
зеленым нарядом
города и села

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Послушайте стихотворение:
            Берегите Землю!
            Берегите
            Жаворонка в голубом зените,
            Бабочку на листьях повилики,
            На тропинке солнечные блики
            Берегите молодые всходы
            На зеленом празднике природы,
            Небо в звездах, океан и сушу
            И в бессмертье верящую душу, –
            Всех судеб связующие нити.
            Берегите Землю!
            Берегите
                                  М. Дудин.
Итог урока.
Каждый учащийся делает итог вышесказанному.