Психологические аспекты создания мотивационной готовности и потребности при изучении английского языка в начальной школе
«Психологические аспекты создания мотивационной готовности и потребности учащихся при изучении английского языка в начальной школе»
Т.А. Мокряк
Педагог-психолог, учитель английского языка
Запорожской средней школы
Акмолинская обл., Жаксынский р-н.
Актуальность. Необходимость изучения английского языка продиктована реалиями развития современного казахстанского общества, которое испытывает потребность в специалистах, свободно владеющих английским как языком международного общения. Сегодня Казахстан интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения английского языка уже с первого класса. Из послания президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана от 17.01.2014г. «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Вводятся новые предметы и в их числе английский язык.
Статус, роль и место языков в ГОС. НШ. РК. В основу обучения языкам положен коммуникативный подход. Языковые навыки развиваются через четыре вида речевой деятельности . Обучение языкам осуществляется по уровневой системе , которая максимально соотносится с CEFR (общеевропейская рамка владения языками) По окончании определённого класса учащиеся достигают определённого уровня.
Проблема. Преподавание иностранного языка поставлено в очень жёсткие рамки в общеобразовательной школе. За один –два часа в неделю мы должны научить детей читать, писать , и самое главное, свободно общаться на языке имея при этом ряд проблем: отсутствие естественной языковой среды, малое количество часов в расписании, снижение мотивации в учении.
Введение.
Любовь к предмету в раннем возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создаёт учитель на уроке.
Изучение иностранного языка в начальной школе направленно на достижение следующих целей : обеспечить развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, заложить основы для формирования коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию, а также создание психологически комфортной и доброжелательной среды способствующей успешному началу обучения, которое способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Основной путь к достижению этих целей лежит в развитии четырёх видов речевой деятельности: аудировании,говорении,чтении и письме.
Именно в речевой компетенции, как в матрёшке, сложены и языковая и прочие компетенции.Учить языку через речь-дорога к успеху.
Основное содержание.
Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
В психолого-педагогической науке доказано, что основным организационным фрагментом урока является его начало, поскольку успех урока в значительной степени зависит именно от него. Как говорят англичане «A good beginning makes a good ending»
Готовясь к уроку учителю необходимо учитывать следующие психолого-педагогические закономерности:
Какой урок по счёту, так как на первом уроке психические процессы ещё заторможены, на шестом уроке- учащиеся уже утомлены.
Предшествующий и последующий вид деятельности, так как наиболее мотивированные ученики с их энергией и желанием учиться чаще всего пассивны после урока физической культуры. Учителю трудно организовать класс после контрольной по алгебре, так как мысли учащихся ещё «там».
День недели ( в понедельник и в субботу, предстоящие или прошедшие праздники и каникулы работоспособность ниже, чем в другие дни)
Первый урок после каникул, когда учащиеся ещё не готовы к речевой деятельности.
Я хотела бы поделиться с вами наработками своей методической копилки, поразмышлять над современными эффективными способами достижения целей, поставленными перед учителями английского языка начальной ступени обучения.
Основные задачи учителя на уроке аудирования : - подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания
PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; - помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; - обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа урока так называемого приема PDP, который позволяет формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP - это PRE-listening.Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся во 1-2 классах, то есть на самом раннем этапе школьного обучения иностранному языку. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕНТ) I. Самое простое задание – диктант. 1) Listen & write a letter. 2) Listen & write only the first letter. 3) Listen & write a word. 4) Listen & write a sentence.
2.Упражнение на оформление способом V и X. При аудировании детей надо сразу же учить детей международным символам оформления тестовых работ, например знакам и терминам: true = V. False =X., оформлению выбора a b c d и т, д.
Рассказ дрессировщика. Послушайте дети, какие умные животные работают в цирке. Отметьте в графике, что умеет и чего не умеет делать каждое из животных. Правильно заполненная таблица.
jump
play
dance
sing
lion
V
V
X
X
tieger
V
V
X
X
elephant
X
V
V
X
dog
V
V
V
V
3. Упражнение «Квадраты с координатами». Детям раздаются квадраты с координатами ABCDEFGHIJ и 12345678910
Учитель диктует : Find square D4. Paint it blue и т.д. В результате получаются
фигурки изученных слов (a car, a tree, a key etc ).
Говорение.
Главным условием является то, что надо объединить изучаемые структуры в диалогические единства(стимул-реакция).,например:
1. I like bananas. – Bananas? Well I prefer apples.
2. I like bananas. – Me too.
3. I like bananas and you ? –I hate them. They are too sweet for me.
Творческая речь возможна лишь тогда, когда учащиеся хорошо усвоят построение основных грамматических структур. Это придёт со временем , а на первых порах я обучаю их на коротких, лёгких для запоминания и произношения фразах – штампах (set phras
·es) . Кроме диалогов -ролевых игр с постоянно меняющимися ситуациями общения для развития навыков говорения эффективны всевозможные игры угадайки. Guess what have I got? / Where is my ball ?/ How many toys have I ? Чрезвычайно важно, чтобы учащийся всегда был мотивирован на общение, понимал , зачем он говорит. В упражнениях типа закончи предложение, картинку, расспроси класс, организуй представление и т,д. Конечный результат важнее для ребёнка, чем процесс говорения, чтобы добиться его, он будет стараться максимально мобилизовать свою речемыслительную деятельность.
Чтение. Основные виды чтения в начальной школе –ознакомительное , изучающее, частично поисковое (дети не сами определяют круг поиска).
Способы совершенствования техники чтения.
1.Узнавание буквы среди схожих . Задание: подсчитай сколько букв b
bhthbfb
dhbbdtb
hbdtbhd
2.Классификация букв: заглавная-строчная, гласная-согласная, звонкая-глухая, английская-русская.
Задание, какая буква в строке лишняя:
1.bhdtkLf 3.wvsplfя
2.aioyjue 4.pfktgc
Применяю приём «думай вслух». Перед чтением обязательно провожу 2-3 минутную беседу- антиципацию. Желательно подобрать картинку или серию картинок, созвучных с текстом. Во время беседы обсуждаем о чём, по мнению учащихся , будем читать, исходя из картинки, заголовка, первого и/ последнего предложения, ключевых слов и т.д. Что это даст? Прежде всего- мотивацию. Ведь интересно узнать угадали или нет. Затем подбирается соответствующий тематике текста лексический материал и вспоминаются необходимые грамматические структуры .Таким образом , многие трудности будут сняты ещё до чтения.
Провожу различные игры. (на скорость чтения, широкий обхват строки. Кто больше запомнит и повторит слов. На короткое время открывается строка из 7 слов. Затем закрывается, и дети называют слова, что успели прочесть. Игра на
память и внимание. Слова на карточках разбросаны по столу (до десятка)30 секунд чтения, закрыть, убрать или заменить одно слово.
Игра и песня – как прочная мотивация к чтению и говорению. Песню можно ещё
назвать эстетической мотивацией. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Все это возможно, когда учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном языке.
Использование песен способствуют:
· совершенствованию навыков произношения
· позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации
· углубляет знания по английскому языку
· обогащает словарный запас
· развивает навыки и умения чтения и аудирования
· стимулирует монологическое и диалогическое высказывание
· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь
Письмо. В навыки письма входит: правописание, грамматические знания, пунктуация, умение выбрать подходящие по смыслу или соответствующие стилю текста слова, умение пользоваться словами коннекторами, понимание структуры текстов разных видов, умение откорректировать созданный собой или товарищами текст.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, активизации их творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью. Формы работы с компьютерными программами включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений.
Упражнения и методические приёмы. Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы
компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.
Диалог с выборочным ответом. .
Диалог со свободно конструируемым ответом.
Упражнения на заполнение пропусков
Упражнения для самоконтроля владения словарём.
Всё это повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.
Психолого-педагогические исследования показали, что использование
возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитию наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Большое значение я придаю не только работе на уроке ,но и привлечению учащихся во внеклассные мероприятия -это участие в неделе иностранного языка, освещение в СМИ уроков, совместных мероприятий, участие в олимпиадах и конечно создание ситуации успеха и поддержки учащимся изучающим английский язык. Так учащиеся 2 класса (Янчевский Б, Нечипуренко А, Аширалиева К, Киселёва О, Артющенко Ж) принимают регулярно участие в международных дистанционных олимпиадах проекта «Новый урок» и в международном блиц -турнире по английскому языку и стали победителями ,получив в награду дипломы 1 и 2 степени.
Вывод: Для того, чтобы привлечь детей к изучению английского языка и чтобы обеспечить реализацию стандартов нового поколения надо, чтобы учителя активнее включали учащихся в учебный процесс, больше использовали урочную и внеурочную форму работы с использованием различных современных средств и нестандартных форм проведения уроков. И только тогда, мы будем видеть, что мотивационная готовность и потребность в обучении иностранных языков у детей не будет пропадать, а наоборот будет расти. Слова гуманистки XX века Матери Терезы:«Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».
Список используемой литературы
1.Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М. – Просвещение - 1988, стр. 224
2.Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46
3.Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.