Мастер-класс Изделия из кожи: Изготовление броши.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества Заводского района города Кемерово»



Изделия из кожи: Изготовление броши.
Мастер-класс

Составитель:
Алиева Елена Витальевна, педагог дополнительного образования
Кемерово 2014
Мастер-класс
«Изготовление броши»
Педагог (мастер): Алиева Елена Витальевна, педагог дополнительного образования,
МБОУДОД «Центр творчества Заводского района» г. Кемерово
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, учителя технологии
Структура мастер-класса
Мастер-класс состоит из двух этапов: теоретический и практический.
Этап 1 (теоретический)
Цель: передача личного опыта по созданию тематических дизайнерских открыток.
Задачи:
формировать представление о ;привить интерес к созданию украшений ручной работы;
познакомить с историей кожевенного ремесла;
продемонстрировать работы мастера, его инструменты и материалы для работы;
формировать потребность в создании эстетических, креативных и уникальных вещей.
Форма проведения: лекция – беседа.
Вид мастер-класса: демонстрация работы мастера.
Продолжительность: 15 мин.
Этап 2 (практический)
Цель: демонстрация методов и техник работы при создании украшений ручной работы
Задачи:
развить творческое воображение через выполнение практического задания;
привить навык работы со специализированными инструментами и материалами;
сформировать потребность в создании индивидуально подарка;
развить мелкую моторику;

Форма проведения: интегрированное занятие.
Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.
Продолжительность: 2 часа.
План проведения мастер-класса
Актуализация темы. Мотивация.
Тренинг или разминка (активизация деятельности аудитории);
Блок теоретической информации. Демонстрация результатов работы мастера;
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса;
Совместная работа мастера с аудиторией;
Теоретическая основа мастер-класса
I.Изделия из кожи
Кожа - прекрасный материал для поделок. Она пластична, послушна, и достаточно прочна. Работа с кожей увлекательна и по силам не только взрослым, но и детям. Используя кожу, вышедших из моды вещей, можно смастерить немало изящных и полезных изделий, тем самым дать коже вторую жизнь. Может пригодиться любой кусочек: подошвенная, сумочная, перчаточная, обувная кожа, спилок и т. д. Из разных видов кожи можно изготовить различные изделия.
Для бижутерии, кошельков, косметичек требуется достаточно тонкая и эластичная кожа, которая хорошо драпируется, например, перчаточная, свиная, телячья и козлиная кожа. Для декоративных поясов и чехлов для очков применима обувная кожа толщиной до 1,5 мм.
Для декоративных панно можно использовать тонкую и толстую кожу различных цветовых оттенков.

1.1.История возникновения кожевенного ремесла
Кожу создала сама природа. Люди издавна научились работать с ней. Первая одежда была из шкур животных, намного позже человек оделся в шерсть, лён, шёлк и хлопок. Археологические находки каменного века донесли до нас лишь часть предметов из кожи, так как способы её обработки были не совершенны. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц Египта и Двуречья V века до н. э., археологи обнаружили на стенах рисунки процесса выделки шкур. Их сохраняли, высушивая в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая её. В те времена из кожи делали одежду и обувь, посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили средством передвижения по воде, из шкур натянутых на каркас, изготавливали лодки. Об искусстве работы с кожей в государстве скифов можно судить по дошедшим до нас образцам предметов быта, одежде и обуви скифских воинов. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры, получая материал, похожий на бумагу – пергамент. Римляне в Iв. до н.э. переплетали листы пергамента в подобие книги. С расцветом переплётного дела расцветала техника художественной обработки кожи. В X веке переплёты богато украшались штампами, гравировкой, тиснением. В эпоху готического стиля XIII – XVвв. Широкое распространение получила техника гравировки кожи. Ассортимент таких изделий широк- это кожаные футляры, шкатулки, сундучки и переплёты. Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. по всей Европе. Такие обои декорировались штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, серебром и золотом, вышивками. Кожевничество процветало на Руси в VI - VII вв.. При археологических раскопках Москвы и Новгорода были найдены хорошо оборудованные кожевенные мастерские XI – XIIвв.. В Москве сафьян стали вырабатывать в1666 году. Вся Россия ходила в кожаных тулупах, кожаной обуви. Особенного развития достиг промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке – богато украшенная обувь, знаменитые сафьяновые сапоги, пояса, кошельки. Производство кож на Руси развивалось, опережая просвещённую Европу.
1.2.Виды кожи
Наиболее ценными являются кожи из шкур крупного рогатого скота. Они прочны, эластичны, вырабатываются хромовым и растительным дублением, подразделяются на несколько видов:
Опоек - кожа молочных телят, самая ценная из шкур крупного рогатого скота, мягкая, ровная, хромового дубления. Её толщина от 0,5 до 1,4 мм, идёт на изготовление одежды и верха обуви.
Выросток-кожа телят, питающихся растительной пищей, вырабатывается хромовым дублением. Используется для кожгалантерейных изделий и верха обуви. Её толщина от 0,7 до 1,5 мм.
Шевро - изготавливается из шкур молодняка хромовым дублением. Её толщина 1 мм.
Сафьян - мягкая, тонкая кожа растительного дубления, окрашенная в яркие цвета. Выделывается из шкур телят, жеребят и овец.
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления, с мелким рельефным рисунком, изготавливается из овечьих шкур.
Лайка - тягучая, мягкая кожа, полученная алюминиевым дублением, наиболее ценное сырьё для пошива перчаток.
Шеврет – красивая, мягкая, очень тягучая кожа хромового дубления, толщиной 0,6-1,2 мм. На её лицевую поверхность наносят покрытие.
Замша – выделанная жировым дублением кожа из шкур оленей, лосей, диких коз, телят, овец. Она пористая, мягкая, тягучая, отличается от всех прочих кож густым невысоким ворсом.
Велюр – изготавливается из любых кож хромового дубления, имеющих пороки лицевого слоя. Такие кожи с изнанки отшлифовывают под замшу.
Лаковая кожа – вырабатывается из шкур телят, жеребят и коз хромового дубления с нанесением на поверхность кожи лаковой плёнки.
Нубук – вырабатывают из кож хромового дубления, подшлифовывая их лицевую сторону.
1.3. Инструменты и принадлежности
В работе с кожей используют много инструментов:
ножницы разных видов: большие, средние, маникюрные;
шило;
металлическая линейка;
сапожный нож;
деревянная доска;
набор цветных кож;
карандаш, мел, гелевая ручка;
клей ПВА, Момент, Мастер;
пинцет;
стеки;
свеча.
1.4. Как подготовить кожу к работе
Старые кошельки, футляры, сумочки, перчатки, детская обувь, голенища сапог, куртки, плащи аккуратно распороть, удалив все нитки и клеевые прокладки. Кусочки промыть в теплой воде, загрязнённые места осторожно потереть мягкой губкой с добавлением мыла и хорошо прополоскать в воде с добавлением уксуса и соли (на 1литр воды -1 стакан 9 %уксуса и 50г соли). Влажную кожу расстелить на листе толстой фанеры бахтармой вверх по краям закрепив небольшими гвоздиками. Коже дать высохнуть и смазать ее глицерином или кремом.
1.5.Приёмы работы с кожей
Есть много разных способов обработки изделий из кожи: штамповка, термообработка, гравировка, «жмурка», тиснение, мозаика, обжиг, батик. Чаще используют сочетания этих приёмов.
II.Технология изготовления изделий из кожи
Работу над любым изделием, даже самым простым можно подразделить на несколько этапов. Прежде всего, обдумать форму, цветовую гамму, способы соединения деталей, оформление. Затем подобрать кожу нужной толщины и цветовой гаммы, сделать шаблоны, лекала, выкройки, раскроить по ним кожу, изготовить детали и соединить их в единое целое.

Изготовление броши
Брошь с мехом (фото 1)
1. Подберите красивую пуговицу для броши. Обклейте её мехом.
2. Вырежьте из кожи 2 детали овальной или круглой формы для основания броши, склейте их между собой. С одной стороны приклейте застёжку для броши, закрепив её кусочком кожи.
3. Вырежьте из тонкой кожи светло-коричневого, коричневого и тёмно-коричневого оттенков листочки большого, среднего и малого размеров и склейте между собой их по степени убывания. Листики могут быть различной формы: удлинённые, каплевидные. Могут быть с вырезанной серединой. Чтобы листики были объёмной формы, их надо взять пинцетом и подержать над пламенем свечи(изнанкой к огню), понемногу поворачивая. Если кожа светлая, следите, чтобы деталь не закоптилась. (рис.1)
4. Вырежьте из кожи тонкие шнурочки, склейте их в виде петелек.
5. Петли и листья приклейте к основе, а сверху – пуговицу с мехом.

Листики (рис.1)
Брошь с мехом (фото 1)
Список литературы
1. Клюшина А.Оригинальные изделия из кожи. [Текст]/ А. Клюшина - СПб.: Центрполиграф,2010,-128с
2. Манкова Т.Н.Стильные украшения из кожи. [Текст] /Т.Н. Манкова. Ростов- на - Дону: Изд. « Феникс», 2005,-256 с3. Пушкина В.З.Кожа. Практическое руководство [Текст]/ В.З. Пушкина. М.: Эксмо, 2003 – 248с.
4. Селиванова Т. А. Изделия из кожи:панно,сувениры, украшения.[Текст]/ Т. А. Селиванова Изд.МСП, испр. –2000.
5.СинеглазоваМ. 1000 мелочей из кожи.[Текст]/ М. Синеглазова. Профиздат–2000,-132с
6. Скребцова Т.О.Объёмные картины из кожи [Текст]/Т.О. Скребцова Ростов н/Д. Феникс, 2006,-160с.
7. Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. Новая коллекция объёмных картин из кожи [Текст]/Т.О. Скребцова Л.А. Данильченко Ростов н/Д. Феникс, 2006,-172с
8.Филиппова С.Н.Изделия из кожи [Текст]/ С.Н. Филиппова, Изд. «Сталкер»,2007,-80с
9.Шахова Скребцова Т.О. Объёмные картины из кожи [Текст]/Т.О. Скребцова Ростов н/Д. Феникс, 2006,-160с.
10.Чекризова Е. Стильные штучки из кожи. [Текст] / Е. Чекризова.АСТ-ПРЕСС Книга –.2006- 96 с.
11. Чибрикова О. В. Поделки из кожи для украшения интерьера.Текст/ О.В. Чибрикова. М.: Эксмо, 2005 – 64с.
12 Чибрикова О. В. Поделки из кожи своими руками.Текст/ О.В. Чибрикова. М.: Эксмо, 2006 – 64с.
13. Шахова Н.В.,Дмитриева Н. А. Кожаная пластика [Текст]/Н.В. Шахова Н. А., Дмитриева М.:ООО Изд. АСТ; Донецк «Сталкер», 2003-78с;