Презентация по русскому языку на тему Лексическое значение и этимология слов
Русский язык Тема урока : Лексическое значение и этимология слов “В лес за загадками происхождения слов”
Цели урока: познакомиться с понятием “этимология”;узнать о происхождении слов в предложениях о лесе и сказочных персонажей, живущих в нём ;научиться бережному отношению к слову и к красоте родной природы. Этимон – слово греческое, что значит “истина, истинное значение”. Умный, хитрый ЭтимонВыскочил из слова вонИ пошёл бродить по свету,Чтоб найти к словам ответы.Где и как что появилось?Что, когда и с кем случилось?Очень много разных словОбъяснить он всем готов. Солнце высоко уже поднялось над линией горизонта, и мы по извилистой дорожке отправились в сторону леса Чтобы проложить дорогу, людям нужно было расчистить полосу земли от деревьев, кустарников, дёрна (дёрн – это верхний слой земли вместе с корнями многолетних растений). Поэтому слово “дорога” образовалось от слова “дёргать”. Значит, “дорога” – это “продранное пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес”. Мимо зарослей щавеля мы прошли к чудесной берёзке, на которой заливался голосистый соловей. Щавель – это слово образовалось от общеславянского слова “щавь, свойственный щам”, а древнерусское слово “щавьнъ” означает кислый.Берёзка – получила название от светлой коры дерева. Раньше в языке существовало слово “бер”, что значит “светлый, ясный, белый”. От слова “бер” вначале образовалось слово “берза”, а затем уже “берёза”.Соловей – в этом слове раньше выделялся корень “солв”, который имел значение “серый, с рыжеватым оттенком” “солв”. После развития полногласия стало звучать “соловей”. Значит, чудесного лесного певца чащ и лесов назвали соловьём по цвету его оперения. В лесу светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; ягоды ежевики сверкают на кустах изумрудным блеском. Ягода – слово “ягода” образовалось от слова “яг” – “щёчки” с помощью суффикса - од -. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).Ежевика – это колючий кустарник со съедобными чёрными ягодами, а также его плоды. Название “ежевика” произошло от слова “ёж” ввиду наличия у растений колючек. В глубокой лесной долине в зарослях малины лакомился огромный бурый медведь. Долина – это удлинённая впадина. Было общеславянское слово “дол”, означающее “низ, нижний край”. Значит, долина – это низина, впадина между возвышенностями.Малина – полукустарниковое растение с душистыми ягодами красного цвета. Считают, что в основу названия положен вид плода, состоящего из малых частей. Слово “малина” образовано от слов “малый”, “маленький”.Медведь – слово общеславянское. Медведь буквально – “мёдоед”, “мёд едящий”. Медведя так называют потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд. В бору ребята заблудились, звали на помощь, и только эхо раздавалось в ответ. Бор – общеславянское слово. Сначала так называли хвою, затем хвойное дерево, а позже так стали называть хвойный лес. Поэтому, бор – это сосновый лес, произрастающий на сухой песчаной почве. Отсюда и название боровик – гриб, растущий в бору.Эхо – это слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, где эхо восходит к греческому “отзвук”. Эхо – собственное имя нимфы, которая в наказание за болтливость могла лишь повторять окончания слов, произнесённых другими. В самой глуши леса, на болоте, неспокойно живёт героиня сказок Баба Яга. Баба Яга – сказочное страшилище. Это исконно русское слово, означающее “ведьма”. В этом слове произошло сращение двух слов: “баба” – старуха; “яга” – злая. Буквально – злая женщина, мучительница, причиняющая боль. Но первоначально Баба Яга была у славян очень милой женщиной, “берегиней”. Она была очень заботливой, а называли её не Яга, а ласково – Яшка.Болото – образовано от индоевропейского слова “балтас”, означающее “белый”. Старославянское слово было “блато”. Считают, что слово “болото” получило своё название по белому цвету растущих на нём мхов. Что узнали: проследили историю образования знакомых с детства слов;научились делать этимологический анализ слов;попытались развить интерес к русскому языку;научились бережному отношению к слову;