Урок на тему: Точность словоупотребления.Толкование переносного значения слов 5 класс


Дата: Класс: 5 52 урок
Тема: Точность словоупотребления. Толкование переносного значения слова.
Цель: закрепить понятие языковая норма и точность словоупотребления, уметь правильно давать лексическое значение слова.
Задачи: проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества; привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;
призвать школьников к обогащению своего языка,
научить прислушиваться к своей разговорной речи;
формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;
воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Оргмомент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. 5 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Дети писали мини-сочинение «Зимний вечер». Ученики читают свои сочинения, находят синонимы и лексические повторы слов(если есть). Рабочая тетрадь
5 мин. III. Актуализация знаний. В.А.Сухомлинский говорил: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку так, как плохой орех по своей легкости». Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Это связано со сложившейся в данный момент языковой ситуацией: в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных - встречаются такие разновидности ненормативной лексики, как арго, жаргон, сленг.
Димка, ну чё, прочитал?
Прочитал.
Прикольно или стрёмно?
Мы предположили, что именно молодёжный сленг - «виновник» того, что русскому языку грозит умирание
Чистая речь у дикторов. Пословицы о слове, о речи. 20 мин. IV. Закрепление урока. Задание. Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.
1. В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.
2. Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.
3. Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.
4. Первую сессию в вузе студент завалил.
5. После поражения любимой футбольной команды фаны устроили настоящий погром.
Вывод: мы за чистоту речи!
2.Понятийная точность речи: передача мысли с помощью слова, точность словоупотребления.
Задание .Найти ошибку!
В барабане браунинга было 7 патронов.(У него нет барабана)
80-летняя слепая старуха ходила в сарай по проволоке.(держась за проволоку).
Плеоназм: смысловая избыточность.
Н-р: Памятный сувенир, экспонат выставки.
Тавталогия: неоправданная избыточность. Н-р: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок, более красивее, самый наилучший.
2.Толкование переносного значения. Переносное значение вторично, оно возникло на основе прямого. В Толковом словаре это видно .Стоит (перен) Н-р: стол- мебель
Диетический стол(перен).
Стол заказов(перен).
Игрушка-вещь, служащая для игры.
Тот, кто слепо действует по чужой воле(перен)
3.Закрепление. Найти переносное значение:
1 группа слово-лист
2 группа-дорога Учащиеся проявляют свои способности по данной теме.
Наехал
На раскрутку и др. 5 мин. V. Итог урока.
Этап рефлексии:
- О чем говорили на уроке?
- Что удалось без особых усилий?
- Что было трудно? Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. стикеры
светофор
2 мин. VI. Домашнее задание. Списать стих-е и сделать анализ, найти тропы. Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________