Урок на тему:Общая характеристика класса «Земноводные». Внешнее и внутреннее строение.
Разработка урока биологии в 7 классе
Тема: Общая характеристика класса «Земноводные». Внешнее и внутреннее строение, её земной образ жизни. Цель урока:1. раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных., связанные с жизнью на суше и воде, установить происхождение земноводных от древних кистепёрых рыб;
2.Продолжать совершенствовать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать логическое мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к живым организмам.
4. Учить учиться познавать мир.Задачи: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания. Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать. Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, стремления познавать мир.Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знанийПланируемые результаты: 1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни. 2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой. 3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных. 4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных. 5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”. Оборудование: - таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»;- демонстрационный материал: скелет лягушки; Ход урока: I. Организационный момент Позитивный настрой « Прогулка в лес.»Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, что вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса, будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь к нему и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдыхаем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (пауза 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботиться о ней, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на сое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
-Расскажите что вы видели? – Что чувствовали?
II Проверка дом задания (тест). (приложение 1) А) Задание для одной группы- Выполнить тестовые задания. 1. Рыбы относятся к типу: а) бесхордовых; б) полупроходных; в) хордовых; г) позвоночных. 2. Спинной мозг у рыб находится: а) под позвоночником; б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков; в) над позвоночником; г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков. 3. Кровеносная система у рыб: а) замкнутая; б) незамкнутая; в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных; г) диффузная. 4. Сердце у рыб состоит: а) из одного предсердия и одного желудочка; б) из одного предсердия и двух желудочков; в) из двух предсердий и одного желудочка; г) из двух предсердий и двух желудочков. 5. Кровь у рыб приносит к органам: а) только питательные вещества; б) только кислород; в) питательные вещества и кислород; г) питательные вещества, кислород и углекислый газ. 6. Основная функция плавательного пузыря рыб: а) запасающая; б) выделительная; в) гидростатическая; г) пищеварительная. 7. Через сердце рыб проходит кровь: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных; г) смешанная. 8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест: а) на мелководье океана; б) в глубокие места океана; в) в места с обилием водорослей; г) в устья рек. 9. У рыб органы боковой линии выполняют функции: а) обоняния; б) осязания; в) только ощущения глубины погружения; г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды. 10. Выделительная система не связана с органами размножения: а) у всех видов рыб; б) у костистых рыб; в) у хрящевых рыб; г) у кистеперых рыб. Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.
Б) Задание для второй группы. – Фронтальный опрос
-Какое строение имеет скелет рыб?
- Строение кровеносной системы?
- Чем отличаются хрящевые и костные рыбы?
-Назовите представителей хрящевых и костных рыб.
-Всегда ли горбата горбуша? (во время нагула горбуша имеет форму тела как у всех рыб, а перед нерестом её внешний вид меняется. Рыба становится темнее, и у неё вырастает горб и челюсти вытягиваются.) - каким образом и какой рыбой можно заменить свечу? (любой жирной рыбой, высушив её и протянув через её тело фитиль)III Сообщение темы и постановка задач урока. Цитата урока: «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.Общая характеристика Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. -Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото Приложение7).Ответ учащихся:- Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий. Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.Какие проблемы они должны были решить? - Дыхание кислородом воздуха. - Проблема кожных покровов. - Возросшее действие силы тяжести. - Изменение характера передвижения. - Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания). - Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.). - Приспособленность к неблагоприятным условиям (понижение температуры). - Поиск и добыча пищи.
IV Работа в группах
Задание 1. Как же они решили эти проблемы? Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника и приложения 3,4,5 Группа 1.- Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. - Отделы тела - голова, туловище, конечности.
- Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)- Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. Группа 2 - Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды - Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное. -Среда обитания - суша, вода На суше - во взрослом состоянии. В воде - размножение, рост, развитие.Задание 2. Группа 1 Скелет лягушки Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13.(приложение 4)
561975-29527500
Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия.Группа 2
Внутреннее строение Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы. (приложение5)
В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
Перечислите органы пищеварительной системы.
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
Сколько кругов кровообращения?
Чем представлена выделительная система?
V 1. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя); показ влажного препарата «Развитие земноводных». (приложение 6)
2. Лабораторная работа( Приложение 8 ) VI. Закрепление изученного материала (приложение2) (Каточки . Ответы устно) Вставьте пропущенные слова (приложение2)
Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
Амфибии первыми встали…. (на ноги)
У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)
В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
VII.Домашнее задание
Биологическую сказку о Земноводных.
Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
Интересные сообщения о лягушках.
Рисунки с изображением Амфибий.
VIII. Учитель: В заключении урока послушайте стихотворением с глубоким смыслом: Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
Рефлексия- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?- Что вам запомнилось больше всего?- Что вызвало у вас трудности? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?( дети поднимают смайлики)
Минутка тишины
- Сядьте поудобнее, руки положите на парту или на колени, закройте глаза.
Вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! Надеюсь, что вы будете добрыми, вежливыми, порядочными людьми, будете следовать законам доброты по отношению к окружающим вас людям, животным, растениям.
– Будете любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе! А теперь откройте глаза, спасибо за урок
. Спасибо за урок!
Приложение 3. Внешнее строение лягушки.
Приложение 4. Скелет лягушки и внешнее строение
Большинство земноводных имеют вытянутое или лягушковидное туловище с двумя парами пятипалых конечностей. Голова плавно переходит в туловище, но всё же (в отличие от рыб), может поворачиваться относительно него. Скелет костный (хотя с костями соединяется множество хрящей), позвоночник разделён на отдельные позвонки (от 9 до 200). У большинства бесхвостых земноводных рёбра редуцированы, грудная клетка отсутствует. Конечности состоят из трёх отделов, сочленённых между собой суставами (передняя конечность: плечо, предплечье и кисть; задняя конечность: бедро, голень и стопа). Скелет и мышечная система развиты сравнительно неплохо и способны поддерживать животное вне воды. Для всех земноводных характерна гладкая (реже шершавая) богатая железами кожа, лишённая волос, перьев и чешуи; лишь у некоторых безногих в коже имеются костные чешуйки. Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами. Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла. Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами. Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.
Приложение 5 Внутреннее строение лягушки
. Кровообращение личинок земноводных сходно с кровообращением рыб. Взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце, разделённое на два предсердия и желудочек. Земноводные – первые животные, у которых появились два круга кровообращения. Артериальная кровь от лёгких и кожи поступает в левое предсердие; с венозной кровью из правого предсердия она смешивается лишь частично благодаря строению и работе артериального конуса сердца.Через глотку и пищевод пища попадает в желудок, а затем в короткий кишечник. Пищеварительные вещества секретируются стенками желудка, поджелудочной железой и печенью. Прямая кишка заканчивается клоакой. У личинок имеется головная почка, у взрослых – парные туловищные почки. Мочевой пузырь имеет большое значение в водном обмене. Яйцевод самки открывается в клоаку.Мозговая коробка маленькая. Головной мозг земноводных включает, в частности, сравнительно хорошо развитый передний мозг и недоразвитый мозжечок. Органы чувств представлены органами зрения (у пещерных земноводных глаза недоразвиты), слуха, осязания, обоняния, вкуса; у головастиков имеется боковая линия. Глаза защищены от смачивания веками; аккомодация глаза осуществляется перемещением хрусталика. Ухо у высших земноводных имеет барабанную перепонку.
Приложение 6Размножение и развитие лягушки.После пробуждения от зимней спячки лягушки покидают глубокие водоемы, переселяясь в хорошо прогреваемые солнцем мелкие пруды, канавы, лужи и разливы талых вод. Здесь самки выметывают икру, очень похожую па икру рыб, и самцы поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют их. Оболочки икринок в воде сильно разбухают, делаются прозрачными, склеиваются друг с другом, образуя комки, и выплывают на поверхность или прикрепляются к подводным предметам. После оплодотворения личинки начинают быстро развиваться, в результате в икринке образуется многоклеточный зародыш. Через 12-25 дней из икринки появляется личинка — головастик.Развитие лягушкиГоловастик вначале имеет хвостик и напоминает малька рыб. Хвост его окружен тонкой плавательной перепонкой. Дышит головастик тремя парами перистых жабр, находящихся по бокам головы. В коже у него имеются органы боковой линии. Рот и конечности сначала отсутствуют. Через некоторое время начинает прорезываться рот с двумя роговыми пластинами и зубчиками на губах, которыми головастик соскабливает растения, служащие ему пищей. Затем наружные жабры исчезают и развиваются внутренние. На этой стадии развития головастик особенно похож па рыбу. В это время у него развита хорда, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. В дальнейшем развитии появляются легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения. Далее появляются задние и передние конечности. Сначала утончается, а затем укорачивается, далее совсем исчезает хвост, и головастик превращается в маленького лягушонка. Этот процесс длится 3-4 месяца, и называют метаморфозом. Полов зрелость у лягушек наступает на третьем году жизни. Сезонные явления природы оказывают влияние на жизненный цикл земноводных. Так, годовой цикл у них из-за условий сезонных климатических изменений делится на такие периоды: весеннее пробуждение, период нереста (размножения), период летней активности и зимняя спячка, спячка может быть наземная (тритоны) и подводная (лягушки)
Приложение1
1.Выполнить тестовые задания.
1. Рыбы относятся к типу:
а) бесхордовых;
б) полупроходных;
в) хордовых;
г) позвоночных.
2. Спинной мозг у рыб находится:
а) под позвоночником;
б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;
в) над позвоночником;
г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.
3. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;
г) диффузная.
4. Сердце у рыб состоит:
а) из одного предсердия и одного желудочка;
б) из одного предсердия и двух желудочков;
в) из двух предсердий и одного желудочка;
г) из двух предсердий и двух желудочков.
5. Кровь у рыб приносит к органам:
а) только питательные вещества;
б) только кислород;
в) питательные вещества и кислород;
г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.
6. Основная функция плавательного пузыря рыб:
а) запасающая;
б) выделительная;
в) гидростатическая;
г) пищеварительная.
7. Через сердце рыб проходит кровь:
а) венозная;
б) артериальная;
в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;
г) смешанная.
8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:
а) на мелководье океана;
б) в глубокие места океана;
в) в места с обилием водорослей;
г) в устья рек.
9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
а) обоняния;
б) осязания;
в) только ощущения глубины погружения;
г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.
10. Выделительная система не связана с органами размножения:
а) у всех видов рыб;
б) у костистых рыб;
в) у хрящевых рыб;
г) у кистеперых рыб.
Приложение 2
Вставьте пропущенные слова:
1.Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
2.Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
3.Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
4.Амфибии первыми встали…. (на ноги)
5.У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
6.Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
7.Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)
8.В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
9.Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
Приложение 7
Приложение 8
Лабораторная работа.
Тема: Внутренние строение лягушки.
О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.
1.Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
2.Найдите легкие. Какой вид они имеют?
3.Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
4.Рассмотрите органы выделения и размножения.
5.Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?
Вывод:
Лабораторная работа.
Тема:Скелет лягушки.
О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.
1.Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
2.рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
3.Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
4.выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.
Составьте таблицу:
Отделы скелетаОсновные кости, образующие скелет.
Вывод: