Методические указания по выполнению практических работ по Географии для студентов 1 курса

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ





Цикловая комиссия социальных дисциплин











География

Методические указания
по выполнению практических работ
для студентов 1 курса всех специальностей















Керчь, 2014

Автор: Попова Р.В., преподаватель высшей категории цикловой комиссии
социальных дисциплин СМТ КГМТУ


Рецензент: Абакумова А.И, преподаватель высшей категории цикловой комиссии
социальных дисциплин СМТ КГМТУ


Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании
цикловой комиссии социальных дисциплин СМТ КГМТУ,
протокол № 8 от «16» апреля 2014 г.


Методические указания утверждены на заседании Методического совета
СМТ КГМТУ, протокол №____ от « » _________ 2014 г.
































© Судомеханический техникум
Керченского государственного
морского технологического
университета




СОДЕРЖАНИЕ


Введение . 4

1 Требования к оформлению практической работы . 5
2 Перечень практических работ . 5
3 Практические работы .. 6
3.1 Практическая работа №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения
в основных сферах хозяйства стран и регионов мира . 6
3.2 Практическая работа №2
Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных
стран и регионов мира (по выбору) .. 8
3.3 Практическая работа №3
Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору) ......................... 11
3.4 Практическая работа №4
Сравнительная характеристика хозяйства экономических
районов США: Севера, Юга и Запада 13

Список рекомендуемой литературы . 15



ВВЕДЕНИЕ


В основе курса «Экономическая и социальная география мира» лежит общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества и его хозяйства.
В ее составе выделяют географию мирового хозяйства, изучающую политико-географические процессы, природные условия и ресурсы, население, хозяйство, географию международных экономических отношений в масштабах всей планеты, и региональную географию мира, объекты изучения которой - отдельные страны или историко-географические регионы.
Особенностью изучения данного курса является ориентация студентов на усвоение главных, базовых знаний, которые помогут им:
свободно ориентироваться по картам (физическим, экономическим, политико-административным);
давать характеристику элементов природы и показывать взаимосвязь их с хозяйственной деятельностью человека;
уметь давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам;
узнавать основные принципы размещения производства и изменения их роли в период НТР;
овладеть необходимыми навыками в работе с картой, учебником, периодической печатью, справочной литературой;
узнавать особенности социально-экономического развития стран мира;
разобраться в экономической взаимозависимости стран мира, необходимости экономической интеграции.
Студенты выполняют 4 практические работы в соответствие с рабочей программой.
Практические работы по дисциплине "География" имеют своей целью закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, привить и закрепить навыки работы с картой, актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран мира, развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства стран, систематизировать и обобщать информацию.
1 Требования к оформлению практической работы


Практические работы имеют своей целью закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, привить навыки самостоятельной работы.
При подготовке к практическим занятиям студенты должны повторить теоретический материал, соответствующей темы. С целью проверки готовности к выполнению данной работы, преподаватель проводит опрос по теме, выявляет усвоение студентами теоретического материала.
Практические работы рекомендуется проводить в следующем порядке:
выдача заданий, методических указаний;
опрос студентов, в процессе которого (10-15 минут) выясняется знание теоретического материала, доводятся цели работы, требования по оформлению работы.
Выполненная работа содержит:
- номер, наименование работы и дату ее выполнения;
- цель работы, краткое содержание;
- выполненные задания, указанные в работе;
- выводы по работе.
Практические работы оформляются в тетрадях, которые сдаются и хранятся по группам у преподавателя.


2 Перечень практических работ


№ Практической работы
Наименование темы
Кол-во часов

1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

2

2
Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран и регионов мира
(по выбору).

2

3
Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору)
2

4
Сравнительная характеристика хозяйства экономических районов США: Севера, Юга и Запада.

2


Всего
8

3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


3.1 Практическая работа №1


Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира

Цель: научиться оценивать и сравнивать трудовые ресурсы и занятость экономически активного населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира, анализировать полученные данные.

Контрольные вопросы:
1. Трудовые ресурсы - __________________________________________________
______________________________________________________________________

2. Экономически активное население - __________________________________
_____________________________________________________________________

3. Безработные - __________________________________
_____________________________________________________________________

Ход работы

1. Рассчитайте долю населения страны, в возрасте 15-59 лет, составляющую основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу.

Страна
Население
(млн. чел)
Население
младшего возраста
в %
0-14 лет
Население среднего возраста
в %
15-59 лет
Население преклонного возраста
в %
старше 60 лет
Тип
воспроизводства
населения
Часть света

США

307
21

16



Япония

127
14

25



Германия

82
14

25



Бразилия

198
27

9



Индия

1166
31

9



Россия

140
15

19




2. Укажите причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) развитых и развивающихся стран:

А) ___________________________________
Б) ___________________________________
В) ___________________________________
Г) ___________________________________

3. С помощью карт атласа сравните занятость населения в индустриальных отраслях хозяйства разных регионов (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия). Сделайте вывод.

4. С помощью карт атласа сравните занятость населения в индустриальных отраслях хозяйства групп стран (экономически развитые страны, развивающиеся страны, страны переходного типа экономики). Сделайте вывод.

5. С помощью карт атласа сравните занятость населения в обслуживающих отраслях хозяйства разных регионов и стран. Заполните таблицу. Сделайте вывод об отличиях в занятости разных регионов и стран.

Регион,
страна
Занятость населения, %
В индустриальных отраслях
хозяйства
Занятость населения, %
в сельском, лесном и рыбном хозяйствах

Занятость населения, %
в обслуживающих отраслях хозяйства




























Вывод: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________


Литература: [1] стр.32-57
3.2 Практическая работа № 2


Тема: Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран
и регионов мира (по выбору)

Цель: сформировать понятие о ресурсообеспеченности, научиться рассчитывать ее показатель, давать сравнительную оценку природных ресурсов сравниваемых стран и регионов.

Контрольные вопросы:
1. Минеральные ресурсы - _____________________________________________
_____________________________________________________________________

2. Земельные ресурсы - _______________________________________________
____________________________________________________________________

3. Водные ресурсы - __________________________________________________
____________________________________________________________________

4. Рекреационные ресурсы - ___________________________________________
____________________________________________________________________

Ход работы

1. Определить ресурсообеспеченность нефтью указанных стран и регионов мира. Сделайте вывод. Заполните таблицу.

Вариант
Страна,
регион
Запасы
(млрд. т)
Добыча
(млн. т)

Ресурсообеспеченность,
количество лет
Другие полезные ископаемые

·



1
Северная Америка
9,7
619,2




Африка
16,6
488,1




США
3,7
305,1




Саудовская Аравия
36,3
515,3






2
Латинская Америка
17,6
335,6




Азия
5,6
381,2




Россия
10,8
488,5




Иран
18,9
209,8




Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите факторы, используемые при расчете уровня ресурсообеспеченности страны полезными ископаемыми:

А) Состав горных пород.
Б) Ежегодная добыча.
В) Размеры территории.
Г) Уровень развития экономики.
Д) Объем запасов.
Е) Географическое положение.

3. Какие полезные ископаемые принадлежат к:
А) топливным - ______________________________________________________
Б) рудным - _________________________________________________________
В) горно-химическим - _______________________________________________
Г) строительным материалам - _________________________________________

4. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод:

Регион
В % к площади лесов мира
Лесистость, %

Весь мир
100
27

Африка
18
23

Северная Америка
17
27

Южная Америка
24
39

Азия
28
24

Европа
10
36

Австралия и Океания
3
11


Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С помощью карт атласа сравните обеспеченность разных стран и регионов мира (по выбору) земельными, водными и рекреационными ресурсами. Сделайте вывод.

Земельные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Водные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Рекреационные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература: [1] стр.53-70

3.3 Практическая работа № 3


ТЕМА: Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору)

Цель: повторить и систематизировать знания о странах Европы; усовершенствовать умения характеризовать и сравнивать отраслевой состав промышленности главных стран Западной Европы; развивать умения работать с картами атласа.

Оборудование: атлас, методический материал

Контрольные вопросы:

1. Назовите отрасли, определяющие участие стран в международном разделении труда.

2. Какие страны Западной Европы входят в «семерку» высокоразвитых стран мира?

3. Приведите примеры тех отраслей хозяйства западноевропейских стран, которые свидетельствуют о их постиндустриальном этапе развития.

Ход работы

По данным таблиц построить для каждой страны, что сравнивается, круговые диаграммы. Сделать вывод.

Таблица 1 Структура занятости населения в основных отраслях хозяйства

Страна
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг

Великобритания
26,5
2
71,5

Италия
33
10
57

Франция
27
5
68

Германия
41
5
54


Таблица 2 Доля основных отраслей хозяйства в ВВП стран

Страна
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг

Великобритания
28
2
70

Италия
30
2,4
67,5

Франция
21
4
75

Германия
31
1
68


Вывод: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Сравните страны Западной Европы по степени обеспеченности природными ресурсами.

Великобритания - _______________________________________
_______________________________________________________
Франция - ______________________________________________
_______________________________________________________
Италия - _______________________________________________
_______________________________________________________
Германия - ______________________________________________
________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________
_____________________________________________________________

3. Используя карты атласа, заполните таблицу

Страна
Главные отрасли промышленности
Центры
Причины развития промышленности

Великобритания




Германия




Франция




Италия





4. Определите «лицо» европейских стран «Большой семерки» на рынке сельскохозяйственной продукции. Возле каждой страны–производителя напишите названия основных продуктов питания:

Великобритания - _______________________________________

Франция - ______________________________________________

Италия - _______________________________________________

Германия - ______________________________________________

5. Страны Западной Европы богаты рекреационными ресурсами. Заполните таблицу.

Страна
Природные рекреационные
ресурсы
Социально-экономические рекреационные ресурсы

Великобритания



Германия



Франция



Италия




6. Общий вывод (сравнение двух стран): ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Литература: [1] стр.110-147
3.4 Практическая работа № 4


ТЕМА: Сравнительная характеристика хозяйства экономических районов США: Севера, Юга и Запада

Цель: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства США, составить сравнительную характеристику отраслевой структуры и специализации хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга и Запада; развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства районов, систематизировать и обобщать информацию, развивать умение работать с картой.

Оборудование: атлас, методический материал

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные черты американской экономики.

2. Назовите основные отрасли промышленности США.

3. Назовите экспорт и импорт США.

Ход работы

Составить характеристику экономических регионов США. Результаты занести в таблицу.

План характеристики
районов

Название района
_________________

Название района
________________

1 Оценка географического
положения




2 Оценка природно-ресурсного потенциала




3 Крупные города




4 Экспорт товаров и услуг
Района





2. Определите отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства двух районов. Результаты оформите в виде таблицы.

Отрасль хозяйства
Название района
_________________

Название района
________________

1 Специализация промышленности
1
1


2
2


3
3


4
4

2 Специализация сельского хозяйства
1
1


2
2


3
3


4
4


3. Назовите признаки сходства и различий экономических районов США:

Признаки сходства:
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________

Признаки различий:
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________


4. Сделайте вывод. Объясните причины отличий в хозяйственной специализации сравниваемых экономических районов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература: [1] стр.214-225




Список рекомендуемой литературы


1. Пестушко В.Ю. Географія: Підруч. Для 10 кл. загальноосвіт. Навч. Закл.: Рівень стандарту, академічний рівень / В.Ю. Пестушко, Г.Ш. Уварова. – К.: Генеза, 2010.-304 с.:іл.
2. Економічна і соціальна географія світу: Підруч. для 10 кл.серед. шк./Б.П. Яценко,В.М. Юрківський, О.О. Любіцева та ін.; за ред.. Б.П. Яценка. – К.: «Гала», 2000. – 351 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14315




15