Программа кружка Волшебная ленточка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Карабинская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Волшебная ленточка»
Составитель: Сафонова Екатерина Юрьевна
2015-2016 г.
Пояснительная записка.
Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). На занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки с новыми направлениями – это выполнение цветов из шёлковых лент в технике канзаши. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. Изначально, слово и иероглиф "канзаши" обозначают именно шпильку для волос. Да и считается, что и само слово "канзаши" произошло от сложения двух слов "ками" - "волосы" + "сасу" - "втыкать".
Tsumami Канзаси - буквально, орнамент сложенный ткани волос. Tsumami Канзаси сделаны из крошечных (обычно одного) квадратов шелка, которые складываются в лепестки, с использованием методов оригами. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков до 75 или больше, в зависимости от конкретного цветка.
Впервые канзаши появились приблизительно четыреста лет назад, когда в Японии изменился стиль женской прически. От традиционного стиля тарэгами (длинные ниспадающие волосы), женщины перешли к так называемому стилю нихонгами, в котором волосы собирались в разнообразные причудливые формы и укладывались с помощью гребней канзаши и шпилек канзаши. В последнее время элементы канзаши используются также для украшения заколок, применяя атласные ленты, шифон, органзу и другие.
С помощью украшений канзаши можно преобразить любую причёску и создать неповторимый образ. К любому наряду, на любой праздник, на любые волосы! А также можно использовать в качестве броши, брелков, подвесок, серёжек, создавать композиции для картин, украшать праздничные наряды и т.д.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы работа детей не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы учащиеся изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.
Программа рассчитана на обучение детей 12- 15 лет
Цель программы: развитие мотивации кружковцев к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией изготовления искусственных цветов из ткани, аппликации, изготовления барельефов, декорирования изделий.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей данного вида рукоделия -канзаши.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления:
простой карандаш, линейка, фломастеры, ножницы канцелярские, кисточка для клея, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, иголки швейные, щипцы.
Материалы:
тесьма, эластичная лента, атласная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, проволока тонкая мягкая, леска, клей-гелевый «Момент»; бисер, стеклярус; стразы, картон, пенопласт, поролон, капрон; бусы; заколки; ободки, невидимки, крабики, резинки для волос.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. Коррекционно-развивающая направленность занятий предполагает включение заданий с опорой на несколько анализаторов учащегося.
Итогом обучения должно стать такое усвоение учащимися знаний и профессиональных навыков, которые утвердят их в профессиональном выборе, а так же достигнут психологической готовности к самостоятельной жизни.
Данная программа создает предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, коррекции образного мышления, пространственного воображения, способствует развитию адекватной самооценки, помогает формированию устойчивых трудовых навыков, навыков самостоятельности в работе.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.
Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера. (Панно, букеты, рамки.)
Программа рассчитана на1 год. Всего часов 54. Занятия проводятся 2 раза в неделю по вторникам и субботам по 1 часу. Время работы кружка: 14:20-15:20
Занятия в творческом объединении в основном состоят из практических занятий иосуществляются следующим образом:
Для занятий необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов надо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены слева и сверху.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке уч-ся должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с шёлковой лентой;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства
о работе с атласными лентами;
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала )
создавать цветы из лент 2-5 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
Основные формы и методы обучения.
На занятиях кружка даются теоретические сведения и практические занятия, используются также наглядные пособия, оборудование, инструменты, образцы.
В процессе обучения используются различные методы:
Смена видов деятельности.
Разнообразие по содержанию и форме.
От простого к сложному.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки, демонстрация изделий;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в конкурсах
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Знать
Уметь
Правила организации рабочего места Правила безопасной работы с огнем.
Виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Сведения о применяемых материалах в изделиях
Правильно организовать свое рабочее место.
Определять качество лент.
Выполнять поделки и сувениры из шёлковых лент.
Изготавливать аксессуары из лент.
Создавать букеты из лент.
Оформлять поделки различными видами отделки.
Правила безопасности при ручных работах
Принципы выполнения изделий лентами.
Технологию изготовления канзаши.
Подготавливать ленты к работе, подбирать ленты по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, шаблонами, соединять детали из лент между собой.
Правила подготовки к работе с лентами.
Технологическая последовательность изготавливаемых изделий.
Подбирать подбирать нитки по цвету лент, выполняемого изделия.
Выполнять обработку изделия в соответствии с техническими условиями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.
Вводное. Техника безопасности
Знакомство с историей возникновения канзаши;
2.
Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.
Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.
3.
Способы комбинирования круглого и острого лепестка.
Педагог обучает учащихся изготовлению канзаши , как делать 2 типа лепестков – круглые и острые.
Делать канзаши можно как из только круглых лепестков, так и толстых, а можно и комбинировать оба типа лепестков в одном изделии. Поэтому не стоит озадачиваться нахождением схем, достаточно будет фантазии. Первоначально чтобы изготовить канзаши, то лучше нарисовать готовое изделие, чтобы точно знать, сколько лепестков вам требуется и какого типа они должны быть.
Как сделать цветы канзаши с круглыми лепестками?
Нарезаем ленты на квадраты.
Складываем квадрат пополам, по диагонали.
Опускаем уголки получившегося треугольника вниз.
Переворачиваем заготовку.
Прижимаем уголки ромба к центру.
Складываем заготовку пополам, уголками вовнутрь.
Нижний острый уголок чуть подрезаем.
Оплавляем срезы над свечкой или быстро проводим по краям разогретым паяльником.
Скрепляем лепестки декоративными булавками.
Изготовив нужное количество лепестков, собираем их с помощью нитки и иголки.
Серединку оставляем пустой или закрываем большой бусиной, пайетками или другим декоративным элементом, прикрепленным с помощью клея.
Как сделать цветы канзаши с острыми лепестками?
Нарезаем прямоугольники из ткани.
Складываем прямоугольники пополам, чтобы получился квадрат.
Складываем квадрат пополам, по диагонали.
Складываем углы получившегося треугольника к середине.
Складываем заготовку пополам, чтобы сложенные уголки оказались внутри.
Расправляем лепесток и закрепляем его с помощью клея и булавки.
Нижнюю часть отрезаем.
Оплавляем срезы над свечкой или быстро проводим по краям разогретым паяльником.
Сделав необходимое количество заготовок, собираем их в цветок и украшаем по своему вкусу.
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
4.
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.
При изготовлении цветов в стиле "канзаши", можно складывать лепестки нескольких видов. Мы научимся выполнять еще некоторые из них.
Двойной круглый лепесток "канзаши"
Возьмем два квадрата-заготовки и согнем их по диагонали. Наложим друг на друга два треугольника, немного со смещением в верхней части: Далее выполняем все те же действия, как и при выполнении обычного круглого одинарного лепестка.
Двойной острый лепесток "канзаши"
Для его изготовления потребуется два квадрата контрастных или хорошо сочетающихся между собой цветов. Сгибаем поочередно оба квадрата по диагонали и совмещаем, Затем сгибаем нижний треугольник по линии верхнего: Полученный треугольник опять сгибаем пополам и получаем острый двухцветный лепесток:
Широкий лепесток с двумя ребрами "канзаши"
Чтобы сделать лепесток с двумя «ребрами» проделаем следующее. Берем заготовку-квадрат и два раза складываем его по диагонали: Затем край треугольника складываем не ровно посередине, как при изготовлении острого лепестка, а немного сместив, С другой стороны заготовки проделываем аналогичные действия. И еще раз делаем складочку, также немного сместив. Затем, как и при изготовлении других видов лепестков обрезаем края лепестка посередине, оплавляем их. Получаем готовый лепесток с двумя «ребрами»
Узкий лепесток с двумя ребрами "канзаши"
Для изготовления узкого лепестка с двумя ребрами берем заготовку, два раза складываем ее по диагонали, делаем загибы, аналогичные, как при изготовлении широкого лепестка с двумя ребрами, только складочки делаем БЕЗ смещения
Острый перевернутый лепесток "канзаши"
5.
5.1
5.2
Цветы из ткани.
Цветы Цветы.
из атласных лент.
Выполнение различными видами и формами цветов Канзаши.
Цветок из репсовой ленты
Роза из атласной ленты
Цветок из острых лепестков
Цветок из круглых лепестков
Цветок из разных видов лепестков
6.
Украшения. Аксессуары.
Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши:
Ободки
Заколки
Крабики
Зажимы для волос
Неведимки
Брошь
7.
Насекомые, животные из атласных лент.
Выполнение из лепестков объемных фигурок животных, насекомых:
Сова
Бабочки и стрекозы
Кошка
Лебедь
8.
Декоративные веера
Цель: Ознакомление с особенностями устройства веера.
Задачи:
Придумать разнообразные формы и способы изготовления из разнообразным материалов веера.
Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовить из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании.
Сделать предварительные зарисовки, а затем макеты декоративных вееров.
Формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение учащихся.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: вилки одноразовые, два полукруга из картона, клей “Момент” прозрачный, различные бусы, декоративные камни, стразы, ленты атласные, кружева, шитье, перья, ножницы, ветошь, клеенка на столы.
9.
Предметы интерьера по выбору учащихся.
Украшение в стиле Канзаши бытовых предметов и предметов интерьера:
Бокалы
Зеркало
Рамки для фотографий
10.
Картины и панно с использованием заготовок.
Составление композиций и сюжетов из разных лепестков Канзаши
Букет
Корзина с цветами
Ветка сирени
11.
Сувениры и подарки
Изготовление сувениров в технике Канзаши
Брелки
Шляпки
Цветочные деревья
Подарочные упаковки «Конфетка»
12.
Творческий проект.
Выполнение творческой фантазии учащихся в проектной работе.
13.
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
дата
1
Вводное. Техника безопасности. Знакомство с историей возникновения канзаши
1
1.10.15
2-4
Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения.
Обучение навыкам работы с атласными лентами и тканью в технике канзаши.
3
3.10.15
6.10.15
10.10.15
5-6
Способы комбинирования круглого и острого лепестка.
Педагог обучает учащихся изготовлению канзаши , как делать 2 типа лепестков – круглые и острые.
2
13.10.15
17.10.15
7-8
Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения.
2
20.10.15
24.10.15
9-15
Цветы из ткани.
Цветы из атласных лент.
Выполнение различными видами и формами цветов Канзаши.
Цветок из репсовой ленты
Роза из атласной ленты
Цветок из острых лепестков
Цветок из круглых лепестков
Цветок из разных видов лепестков
7
27.10.15
31.10.15
3.11.15
7.11.15
10.11.15
14.10.15
17.11.15
16-21
Украшения. Аксессуары.
Украшение аксессуаров цветами в стиле Канзаши:
Ободки
Заколки
Крабики
Зажимы для волос
Неведимки
Брошь
6
21.11.15
24.11.15
28.11.15
1.12.15
5.12.15
8.12.15
22-27
Насекомые, животные из атласных лент.
Выполнение из лепестков объемных фигурок
Сова
Бабочки и стрекозы
Кошка
Лебедь
6
12.12.15
15.12.15
19.12.15
22.12.15
26.12.15
29.12.15
28-30
Декоративные веера
3
2.01.16
5.01.16
9.01.16
31-35
Предметы интерьера по выбору учащихся.
Украшение в стиле Канзаши бытовых предметов и предметов интерьера:
Бокалы
Зеркало
Рамки для фотографий
5
12.01.16
19.01.16
23.01.16
26.01.16
30.01.16
36-41
Картины и панно с использованием заготовок.
Составление композиций и сюжетов из разных лепестков Канзаши
Букет
Корзина с цветами
Ветка сирени
6
2.02.16
6.02.16
9.02.16
13.02.16
16.02.16
20.02.16
42-47
Сувениры и подарки
Изготовление сувениров в технике Канзаши
Брелки
Шляпки
Цветочные деревья
Подарочные упаковки «Конфетка»
6
23.02.16
27.02.16
1.03.16
5.03.16
8.03.16
12.03.16
48-53
Творческий проект учащихся
5
15.03.16
19.03.16
22.03.16
26.03.16
29.03.16
54
Итоговое занятие
1
1.04.16
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материал
Применение
атласные ленты различной ширины
делать лепестки
ленты репсовые различной ширины
делать лепестки
ленты шифоновые различной ширины
делать лепестки
ткань
делать лепестки
бисер
для серединок цветов
микобисер
для тычинок и серединок цветов
бусины/полубусины
для серединок цветов
стразы
для серединок цветов
тычинки
для сереинки цветов
шляпки для бусин
для серединок цветов
глиттер
для серединок цветов, для отделки цветов
гель-блеск
для серединок цветов, для отделки цветов
пайетки
для основы под цветок
леска
для усиков бабочек, тычинок
проволока
делать летоны, делать тело бабочки
гофробумага/нитки мулине
обкручивать проволоку для летонов
нитки мулине/ирисовые нитки
делать тычинки
клей ПВА
делать тычинки
крахмал/мука
делать тычинки
лак для ногтей разных цветов
красить тычинки
тонкий пластик от различной упаковки, кожа,клеенка, фетр, одноразовая посуда
для изготовления основы под цветок
тесьма, декоративные шнуры
для отделки цветов
лак для волос
для финальной обработки цветка
фурнитура:- основы для броши- ободки- различные виды заколок- шпильки- резинки- повязки- браслеты- швензы, штифты для серег
для изготовления канзаши
Инструмент
Применение
пинцет
держать заготовку при складывании, держать лепестки во время обработки
булавки тонкие
закалывать заготовку при складывании
ножницы
резать материал на загатовки, подрезать лепестки
линейка металлическая
отмерять материал для заготовокрезать материал выжигателем
карандаш
отмерять материал для заготовок
свечка
чтобы опалить края лепестков
зажигалка
чтобы опалить края лепестков
клей - Момент гель, - Момент гель секундный, - Gutermann для ткани, - клей Дракон
собирать лепестки в цветы, клеить элементы
термопистолет, стержни для термопистолета
склеивать цветок и другие элементы
зубочистки
для точечного нанесения клея
прищепки канцлярские/ зажимы медицинские
прижимать склеиваемые элементы
паяльник/выжигатель
резать, спаивать ленты и ткань
стекло (из рамки для фотографии)/плитка/стеклянная разделочная доска
резать на ней ткань с помощью выжигателя
монтажный коврик/бумага в клетку
под стекло, для точной разметки заготовок
нить (шелковая, лавсановая)/мононить
собирать лепестки в цветок, сшивать элементы
иголка
собирать лепестки в цветок,сшивать элементы
Список литературы
1. Журнал “Пуговка.Выкройки,схемы, идеи, советы” №4 2011г.
2. “Вышивка шелковыми лентами:техника,приемы, изделия”, Донателла Чотти,пер.с ит.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001.-160с.:ил. (Энциклопедия)
3. “Вышивка лентами.Большая энциклопедия”, Анна Зайцева.-М.:ЭКСМО,2010.-192с.:ил.
4. Интернет-ресурсы: http://forum.say7.info/topic39741.html
http://www.madmuazelle.com/kanzashi-master-klass/
http://stranamasterov.ru/node/44848
5. Книга "Канзаши - японское рукоделие из лент. Мастер - классы для новичков"
6. Зайцева Ольга, «Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи. Практическое руководство»
7. Череда Надежда, «Цветы из ткани»
8. Зайцева Анна , Моисеева Евгения, «Цветы из ткани. Идеи для декора одежды и интерьера»
9. Христиане Хюбнер: Канзаши. Японские украшения для волос и аксессуары
15