«Чудесное превращение белого комочка»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В.Н. Татищева»села Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области структурное подразделение детский сад «Зорька»
Методическая разработка
по изобразительной деятельности
детей среднего дошкольного возраста
«Чудесное превращение белого комочка»
(тестопластика)
Выполнила:
МутыгулинаГюзельСалимгареевна.
воспитатель
2015-2016 уч.г.
Вид проекта:творческо – практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Мои дети очень любят лепить из пластилина, но он все же твердоват для неокрепшей детской руки. Соленое тесто более пластичное и необычное для ребенка. Работа в этой технике способствует творческому развитию детей, а также развивает наблюдательность, любознательность, память, сообразительность, восприятие, внимание, мышление, обогащается словарный запас. Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь является уникальной способностью, присущей только человеку, она связана с процессами мышления. Работа с соленым тестом вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.
Цель.
Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук.
Задачи.
Обучать приемам лепки из соленого теста.
Обучать приемам лепки простых форм из соленого теста (цилиндр, диск, шар).
Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук.
Развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук.
Пополнить предметно-развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).
Воспитывать умение работать в коллективе.
Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме: «Тестопластика».
Провести заключительное мероприятие: выставка «Очумелые ручки».
Развитие координации и тактильных ощущений рук, речи детей черезиспользовании технологии тестопластики; знакомство с историей тестопластики, ее техникой;
Приобщение детей к народному искусству; к организации выставки «Очумелые ручки».
Планируемые результаты:
Развитие самостоятельности, инициативноститворческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом – лепка натуры, по представлению из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки(сплющивание и защипывание и прижимание, примазывание и раскатывание).
Содержание и условия педагогической работы.
Первый этап. Подготовительный.
Создание предметно- развевающей среды:
Подбор художественной и познавательной литературы;
Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных разными способами:
Подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;
Продемонстрировать детям возможности тестопластики – поделки других детей, образцы, подготовленные педагогом.
Второй этап. Организационный.
Знакомить детей с историей тестопластики, ее возможностями; обучение владением различными материалами и инструментами.
Формировать интерес к тестопластике.
Практически ознакомить с материалами для лепки.
Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический.
Продолжать знакомить с простыми техниками тестопластики.
Сформировать умение предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательность его воплощения.
Стимулировать активность, самостоятельность, трудолюбие, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
Создать условия благоприятные для развития трудолюбия и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Четвертый этап. Итоговый.
Организовать выставку «Очумелые ручки».
Выявить эффективность форм и методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Модель реализации проекта.
Направление работы Перспективный план реализации проекта Сроки исполнения
Работа с детьми
Игры – занятия, беседы познавательного характера.
Продуктивная деятельность детей. Лепка «Консервируем овощи», «Яблоки поспели», «Вот и ёжик – ни головы, ни ножек », «Угощение для кукол», «Смешной человечек», «Чудо-плоды», «Консервированные фрукты», «Новогодние подарки игрушкам», «Божья коровка»Проведение опытов с тестом, для выявления его свойств и качеств.
Организация итоговой выставки «Очумелые ручки. В течение учебного года.
В течение учебного года.
Сентябрь, октябрь.
Ноябрь, апрель.
Май
Сотрудничество с родителями. Беседа с родителями с целью выявления отношения к проблеме трудолюбия и творчества детей дошкольного возраста.
Привлечь родителей к организации выставки «Осенняя полянка».
Консультации «Тестопластика для детей», «Тестопластика-занятие интересное и полезное», «Мастерим дома…», «Чудеса тестопластики».
Выставка литературы по изучаемой теме.
Конкурс «Новогоднее чудо».
Мастер – класс «Играем с пальчиками – развиваем творческие способности детей» Сентябрь
Октябрь
В течение учебного года
В течение учебного года.
Декабрь
Октябрь.
Сотрудничество с социальными «институтами детства». Посещение выставки ФОДО «Лидер».
Мастер-класс «Волшебное тесто» детьми старшей группы.
Посещение выставок в других детских садах. Ноябрь
Март
Апрель
Методическое сопровождение. Организация развивающей предметно – пространственной среды для осуществления воспитания трудолюбия и творчества у детей средней группы.
Подборка литература по теме.
Конспекты занятий, бесед.
Сценарий развлечений.
Консультационный материал для педагогов «Развитие творческой активности через тестопластику».
Мастер – класс для педагогов «Волшебный мир соленого теста».
7.Презентация «Чудесное превращение белого комочка»
8.Консультационный материал для родителей.
В течение учебного года
В течение учебного года.
Ноябрь, апрель.
Декабрь
Февраль
Май
В течение учебного года
Тема «Ежики-колючки»
Цель:учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый нос, лапы, иголки)
Задачи:
- Уточнить представление детей о внешнем виде ежей их образе жизни.
- Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями;
- Формировать умения вытягивать отдельные части из целого куска;
- Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки;
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Логика непосредственно-образовательной деятельности:
Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
Загадывает загадку: Колючий недотрога Живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной.
Педагог проводит беседу о внешнем виде и образе жизни ежей.
Педагог читает рассказ Е. Чарушина «Ёжик».
Педагог предлагает слепить ёжиков колючками.
Интересуется, как дети будут лепить ежа (из целого куска теста).
Показ приемов лепки.
1.Раскатываем в овал;
2.Вытягиваеи и заостряем носик;
3. Оформляем колючки
4. Оформляем мордочку.
Дидактическая игра «Ёжик»
- Вставайте в круг. Руки вытягивают вперед. В центре – ёж.
Все говорят такие слова: -Что ж ты, ёж, такой колючий?
А ёж отвечает:
-Это я на всякий случай Знаешь кто мои соседи? Волки, лисы и медведи.
На слова «медведи» «еж» бежит по кругу и старается дотронуться до рук, а дети должны быстро убрать руки.
Педагог предлагает слепить ёжиков.
Вместе с детьми любуется выполненными работами.
Педагог предлагает после просушки изделия разместить ёжиков на «полянке» и оформить выставку «Вот ёжик – ни головы, ни ножек. Дети слушают педагога, думают и отгадывают загадку.
Дети принимают участие в беседе.
Дети принимают участие в беседе.
Дети предлагают свои варианты лепки.
Дети встают в круг,
Участвуют в игре.
Дети лепят.Рассматривают работы, друг друга. Высказывают свое мнение. Сформировано умение анализировать и отгадывать загадки.
Сформировано представление о внешнем виде и образе жизни ёжиков.
Умеют внимательно слушать и слышать текст.
Вызван интерес к предстоящей деятельности.
Закреплены приемы лепки: скатывания, вытягивания их между ладонями. Развито желание лепить.
Выполняют движения в быстром темпе.
Сформировано умение трудиться, работать в определенной последовательности.
Умет высказывать свое мнение.