Курсовая работа по тьютерскому сопровождению воспитанников Воткинского Детского Дома


Курсовая работа
Тема: Программа тьюторского сопровождения воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8-9 классов.
Выполнила: Л.Г. Ибрагимова
1.Краткое описание идеи.
Идея проекта: программа тьюторского сопровождения учеников 8-9 классов, воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данная программа будет включать в себя множество полезных образовательных курсов: программа профессиональной ориентации, создание образовательной карты учеников, создание ресурсной карты, помощь в отработке школьной программы – репетиторский курс, практика зарабатывания денег, планирование семейного бюджета, практика туристического экстрима, практика развития коммуникативных навыков, курс женского этикета.
Возможно в процессе проведения тьюторской работы появятся дополнительные образовательные курсы.
Вся работа тьютора направлена на социализацию воспитанников, помощь в создании ситуации успеха.
2.Постановка проблемы. Контексты. Анализ ситуации.
Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. В Советском Союзе такая проблема в принципе не рассматривалась: считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к "правильному" коммунальному мироустройству. О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно - лет 15 назад.
Государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой достаточно замкнутый мир и детский коллектив. Часто дети, оставшиеся без попечения родителей, еще и учатся в этом же коллективе. Такими учреждениями являются школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствуют партнеры, которые могут научить необходимым навыкам, предполагающим успешную социальную адаптацию и интеграцию с обществом после выпуска из детского учреждения. В результате ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром.
Главная проблема состоит в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто обеспечив его материальными благами. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое социальное общение, не знает как правильно вести себя в обществе, не может адаптироваться к общественной жизни.
С 1996 года социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется федеральным законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этот закон четко определяет понятия «дети-сироты» и «дети оставшиеся без попечения родителей».
«Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».
Законом очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Им предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд. Государство выделяет достаточное количество средств, чтобы обеспечить жизнь детей минимальными благами. Различные благотворительные организации собирают деньги, оплачивают поездки, устраивают благотворительные концерты, покупают для детских домов технику и мебель. Но это только внешняя сторона дела.
Главной проблемой по выходе из государственного учреждения для ребенка, оставшегося без родительского попечения, остается проблема адаптации в обществе, отсутствие умений и навыков к самостоятельной жизни, замкнутый и неустойчивый круг социальных контактов.
Когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни.
Государственная опека избавляет воспитанников своих учреждений от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив по выходе из детского дома стипендию и квартиру, молодые люди через два дня могут оказаться совершенно без денег и выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками. Если же не происходит таких страшных вещей, то более мелкие неприятности осложняют жизнь: неумение приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. К этому надо еще добавить невольную изолированность бывших детдомовцев и воспитанников интернатов: ведь с рождения они находились в закрытом обществе, где не надо было общаться с новыми людьми, проявлять сдержанность и терпимость ко всему необычному. Неумение сдерживать свое раздражение, конфликтность отдаляют их от сверстников и делают еще более озлобленными и беспомощными. Они не разбираются в людях и ничего не знают о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, большинство из них становится жертвой криминальных структур или спивается.
По данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни.
Согласно статистике с сайта http://rfdeti.ru (Уполномоченного по правам ребенка в РФ): не обеспеченно жильем в 2014 г. – 216311 воспитанников, обеспечено жильем – 28288. То есть почти 90% не обеспечены жильем.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети не только не могут адаптироваться к общественной жизни, но и не могут реализовать свои основные права.
На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы "независимого проживания" и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности, работает служба трудоустройства и социальная служба, где ребят могут проконсультировать специалисты по юридическим и другим вопросам.
Существующие механизмы решения проблемы в России
На данный момент для социальной адаптации детей-сирот существуют следующие направления (пути) решения:
- поиск для ребенка приемной семьи;
- помещение детей в учреждения по типу центра семейного воспитания либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным;
- организация выездных культурно-массовых мероприятий;
Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовое регулирование положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на международном и национальном уровне следующими документами:
- «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года
- «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года
- Федеральный закон N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" от 24 апреля 2008 года
- Федеральный закон № 44-фз «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года
- Федеральный закон №159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года
- Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 года
- Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 "Oб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
3.Цели, задачи
Разработка программы тьюторского сопровождения воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8-9 классов через организацию партнерских связей и системную деятельность по обучению умениям и навыкам жизни в обществе.
Задачи проекта:
- Выбор учреждения для разработки модели социальной адаптации детей
- Разработка обучающей программы
- Проведение социально-адаптирующих занятий с детьми
- Анализ результативности программы
4.Планирование
Период времени Ключевые события (что должно произойти)
20.08.2015
Первая встреча с воспитанниками
29.08.2015 Создание ресурсной и образовательной карты
Сентябрь 2015 (воскресенье)
4 занятия Программа профессиональной ориентации
Октябрь 2015
(воскресенье), 4 занятия Занятия по планированию семейного бюджета
Ноябрь 2015 года
4 занятия Практика развития коммуникативных навыков
(обучение и проведение коммуникативных боев)
Возможно помощь в подготовке к участию в олимпиадах
Декабрь 2015 года
4 занятия Практика зарабатывания денег
Также курс женского этикета для девочек
Январь 2016 года
4 занятия Практика экономических игр
Февраль 2016 года
4 занятия Практика психологических игр на познание себя
Март – май 2016 года
4 занятия Проработка образовательной карты, подготовкак успешной сдаче ОГЭ
С конца апреля – начале мая 2016 года Оказание помощи ветеранам ВОВ, раздача георгиевских ленточек, организация концерта для ветеранов
Также репетиторские занятия будут проходить каждую неделю. Проводить их будут ученики 9-10 классов школы.
5. Ожидаемые результаты и оценка эффективности
Результат Критерии оценки эффективности результата
Успешность в учебе Насколько выполнялась образовательная карта воспитанников
Социализация Развитие коммуникативных навыков, тест на умение планировать бюджет
Неуклонение от занятий Насколько тьютору и его помощникам удалось найти контакт с воспитанниками, вызвать доверие
Критерием оценки результатов планируется сделать ''Фестиваль навыков'', который будет проводиться ориентировочно в мае 2015 года. На данном фестивале воспитанники детских школ и школ- интернатов, прошедших обучение на наших курсах покажут свои умения и навыки, которым научились в процессе обучения.
Главный итог нашей деятельности это помощь детям из детских домов научиться жить в обществе, пройти процесс социальной адаптации. Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Ожидается, что при системной целенаправленной работе между воспитанниками, с одной стороны, и тьтором и волонтерами, с другой, установятся устойчивые партнерские отношения, которые будут работать на индивидуальную поддержку и развитие воспитанников.
Выбрано учреждение – МКОУ “Детский Дом” г. Воткинска
6.Необходимые ресурсы
Проект реализуется на благотворительной основе. От детских домов и интернатов требуется лишь предоставление помещений, где будут проводиться курсы, необходимые канцелярские принадлежности, телевизор для демонстрации фильмов.
В конце каждого занятия будет проводиться традиционное чаепитие, где воспитанники детских домов и школ- интернатов получает возможность пообщаться в неформальной обстановке.
Если потребуются дополнительные источники финансирования, то возможно придется обращаться за помощью к руководству школы. Волонтеры, проводящие занятия, также получают возможность использовать до 10 баллов к ЕГЭ. Поэтому они смогут принести необходимые канцелярские принадлежности.
7. Партнеры
Партнеры на начальном этапе: МКОУ “Воткинский Детский Дом”, школа, где учатся волонтеры. Со временем число партнеров будет расширяться.
8. Бюджет
Помещение для занятий, необходимую технику, канцелярские принадлежности будет предоставлять МКОУ “Воткинский Детский Дом”.
Труд тьютора и волонтеров будет являться бесплатным.
Возможно в дальнейшем использование услуг сторонних организаций.
Литература:
«Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка» И.Ф.Дементьева Социологические исследования. 1992. № 10. С. 62-70
"Социальная адаптация детей-сирот в России» А.Гезалов