А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе.


Дата 1 курс русская лит-ра
Тема. Личность и художественный мир А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе.
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, историей создания повести «Один день Ивана Денисовича», её жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения; отметить особенности художественного мастерства писателя; углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения; способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Знать: жизненный и творческий путь А. И. Солженицына, история создания повести «Один день Ивана Денисовича».
Уметь: выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; отстаивать собственную точку зрения.
Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст повести «Один день Ивана Денисовича».
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; имеют представление о художественном своеобразии прозы писателя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
III. Постановка цели и задач урока.
ІV. Работа над темой урока
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. В 2008 г. в серии «Биография продолжается»(ЖЗЛ*) вышла книга Л. И. Сараскиной об Александре Исаевиче Солженицыне. Книга эта уже удостоена литературной премии «Ясная Поляна» имени Л. Н. Толстого в номинации «XXI век». Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло достойное место в истории русской литературы советского периода. Творчество А. И. Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он всё время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории!..
Нам сегодня сложно понять, что произошло в литературе в начале 1950-х гг. Но тогда это стало настоящим откровением: жизнь человеческая многообразна, в ней существует не только производство и общественные интересы. Литературе стал интересен простой человек, повседневная жизнь, в которой каждому постоянно приходится решать не только социальные, но и этические, нравственные проблемы. Так проявлялись самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Первая и самая яркая среди них — опубликованная * ЖЗЛ — жизнь замечательных людей— серия, выпускавшаяся в 1890– 1924 гг. В 1933 г. возобновлена М. Горьким. С выпуска 127–128 и по сей день издаётся издательством «Молодая гвардия».в 1962 г. в журнале «Новый мир» повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая сразу же стала событием общественной жизни. В ней автор практически открыл для отечественного читателя лагерную тему.
ІV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в на-
чале 1960-х гг., когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказы «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Матрёнин двор»(1963). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте — в 1962 г. ему было 44 года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» — это самое первое впечатление А. Т. Твардовского, который прочитал рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» ночью, в один присест, не отрываясь. А при личном знакомстве с автором редактор «Нового мира» сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершенно сформировавшимся писателем. Нам не приходится вас ни учить, ни воспитывать». А. Т. Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы повесть А. И. Солженицына увидела свет. Вхождение А. И. Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик. Примечателен один трогательный эпизод, который подтверждает необычность литературного дебюта А. И. Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повестью «Один день Ивана Денисовича» пошёл к подписчикам! А в самой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчикам. Был тихий субботний день. Как позже рассказывал об этом событии А. Т. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо подходил, платил деньги и получал долгожданный номер. Читатели приветствовали появление в литературе нового замечательного таланта. Давайте и мы прикоснёмся к этой книге, прикоснёмся с трепетом, ведь за страницами повести — судьба не только самого И. А. Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, Александр Солженицынпереживших репрессии. Прикоснёмся и ответим на вопрос: что нам, живущим в XXI веке, открыла эта повесть, что подсказала,чем смогла помочь? Но сначала — об авторе, Александре Исаевиче Солженицыне.
2. Заслушивание «литературных визиток» о жизни и творчестве А. И. Солженицына
(Учащиеся составляют тезисы.)
Примерные тезисы
1918–1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.
1941–1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.
1956–1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения.
Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.
1974–1994 гг. Изгнание. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключённым и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».
1994–2000-е гг. Возвращение на родину. А. И. Солженицын на Ставрополье (1994).
3. Слово учителя
— «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950–1951 гг. на общих работах была создана эта повесть. Главный герой повести Солженицына — Иван Денисович Шухов, узник сталинского лагеря. Автор от лица своего героя повествует об одном дне из трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключённых, ужаснуться этому. Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему, свободному миру. Здесь другие законы, отличающиеся от привычных нам, здесь каждый выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому повесть поражает своим реализмом.
4. Заслушивание сообщения учащегося «История создания, появления повести «Один день Ивана Денисовича» в печати и общественный резонанс, вызванный её публикацией»
5. Аналитическая беседа
- Из сообщения мы узнали, что итоговым названием повести стало «Один день Ивана Денисовича». Как вы думаете, почему Александр Исаевич изменил название? Что автор хотел донести до своего читателя через заголовок?
- Какой смысловой подтекст заключает в себе это название? Сопоставьте: «Щ-854» и «Один день Ивана Денисовича», в чём вы видите разницу?
- Какова роль экспозиции?
- Из экспозиции мы узнаём жизненную философию главного героя. В чём она заключается?
- Какой эпизод повести является завязкой?
- Как развиваются события дальше?
- Какие моменты в развитии действия можно выделить особо?
- В чём заключается их роль?
- Как в этих эпизодах проявляется характер главного героя?
- Какова художественная функция подробной детализации отдельных моментов в жизни лагерника?
- Описывая «шмон» перед выходом на работу, автор выстраивает семантическую цепочку. Определите её роль для раскрытия идеи всего произведения.
- Какой эпизод повести можно обозначить как кульминационный? Почему кладку стены автор делает наивысшей точкой в развитии сюжета?
- Чем заканчивается повесть? Что является развязкой?
- Почему день, изображённый в повести, герой считает счастливым?
- Только ли об одном дне Шухова (и только ли Шухова?) говорит автор?
- Как автор достигает расширения временного пространства?
- Какие особенности композиции повести «Один день Ивана Денисовича» можно отметить?
- Какая авторская идея выражена в повести?
- Что можно сказать о пространственной организации повести?
- Найдите пространственные координаты в произведении?
Пространство, в котором живут герои, замкнуто, ограничено со всех сторон колючей проволокой, даже когда колонна «выходит в степь», её сопровождает «конвой, справа и слева от колонны шагах в двадцати, а друг за другом через десять шагов», сверху оно закрыто светом прожекторов и фонарей, которых «так много… было натыкано, что они совсем засветляли звёзды». Небольшие участки открытого пространства оказываются враждебны и опасны, не случайно в глаголах движения — спрятался, захлопался, трусцой побежал, сунул, влез, спешил, нагнал, прошвырнул — нередко звучит мотив укрытия. Этим автор ещё раз показывает, что перед героями стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно, и замечает, что такая замкнутость и жёсткая регламентированность всех сфер жизни —свойство не только лагеря, а тоталитарной системы в целом.
6. Обобщение учителя
— Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана в 1959 г., а в печати появилась только через три года под названием «Щ-854. Один день одного зэка», но из-за проблем с публикацией заглавие пришлось изменить позже на более нейтральное. Произведение произвело оглушительное впечатление на своих первых читателей и стало ярким событием не только в литературной, но и в общественной жизни. Чем же это было вызвано? Прежде всего тем, что А. И. Солженицын строил свой рассказ на материале недавнего исторического прошлого, свидетелем и непосредственным участником которого был он сам. С другой стороны, автор в произведении обратился к новой и необычной для того времени теме — теме судьбы личности в жёстких условиях тоталитаризма. В жанровых определениях своих произведений автор стремится «умалить» жанр: повесть «Один день Ивана Денисовича» он называет рассказом, роман «Раковый корпус» — повестью. Такая жанровая трактовка объясняется особенностью художественного мира Солженицына. В самом названии «Одного дня…» например, проявляется принцип сжатия художественного времени: в одном дне лагерного зека А. И. Солженицыну удаётся показать чуть ли не всю его жизнь, в которой отразилась одна из граней национальной жизни середины XX в. Размышляя о сжатии времени и пространства, автор вспоминал о возникновении этого замысла: «Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир— одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там, всю историю лагерей,— а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного
человека с утра и до вечера. И будет всё… Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить». Такое нарочитое сжатие временных рамок необходимо писателю для того, чтобы в одном произведении совместить два столь необходимых ему аспекта жанрового содержания: романический, связанный с изображением частной жизни, и национально-исторический, показывающий судьбу нации в критический и трагический момент её развития. На художественном уровне это проявляется в том, что частные судьбы героев А. И. Солженицына даны в контексте глобальных исторических процессов, калечащих и разрушающих эти частные судьбы, мешающих реализации насущных человеческих устремлений, прежде всего, любви и семьи, то есть того, что и является самым естественным предметом изображения в романном жанре. Событием было всё: тема, сюжет, система образов, язык. Особенностью композиции является то, что автор не разделяет рассказ на главы и части, поэтому один день героя представляется нам как единый и непрерывный временной поток. Важную идейно-художественную роль играет в повести язык. Он прост, доступен. Язык автора практически неотличим от языка героя — Ивана Денисовича Шухова — всё в произведении представлено увиденным глазами заключённого. Примечательно заглавие рассказа, явно перекликающееся с толстовским (повесть «Смерть Ивана Ильича») и предупреждающее о том, что перед нами — человек.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
Š Век жизни А. И. Солженицына, предшествовавший «Одному дню…», не просто длился гораздо «дольше». Он был весьма драматичен, полон нелёгких испытаний.
- Как вы оцениваете жизненный путь А. И. Солженицына? Что есть поучительного в опыте его самосозидания, импровизации судьбы?
- Прочитайте высказывания А. И. Солженицына «Из примечаний к рассказу “Один день Ивана Денисовича” о том, как возник замысел произведения. Почувствовали ли вы «документальность» произведения, читая его самостоятельно? В чём она проявляется?
Š- Как замысел «описать весь лагерный мир — одним днём» определил композицию произведения?
- Можно ли сказать, что «в одном дне одного среднего, ничем не примечательного человека» концентрируется сразу много этих дней, показана «вся история лагерей»?
VI. Домашнее задание
Прочитать отрывок из книги А. И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», рассказывающий о жизни заключённых («туземцев»)
(т. 2, ч. 3).