Сообщение на тему: Человек в трагических испытаниях времени. Повесть А.И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Человек в трагических испытаниях времени.
Повесть А.И Солженицына
«Один день Ивана Денисовича»
В 1961 году состоялся ХХ!! съезд КПСС, который принял программу построения коммунизма в нашей стране. В партийных документах была чётко обозначена задача, поставленная перед советскими писателями : создать произведения, героями которых были бы строители светлого будущего. И вот год спустя в журнале» Новый мир» появляется произведение
А. С. Солженицына. Оно поразило своей новизной. Спустя некоторое время весь мир узнает имя нового русского писателя, удостоенного Нобелевской премии. Речь идет о рассказе « Один день Ивана Денисовича» А. И Солженицына
Цель нашей работы:
-Продолжить знакомство с творчеством А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и правды;
«показать» необычный жизненный материал», взятый в основу повести
« Один день Ивана Денисовича»;
постараться ответить на вопрос, что же спасает человека в бесчеловечной жизни? Почему такого человека показал Солженицын в своём рассказе и сделал его героем.
Произведение было написано в 1959 г, а в печати появилось три года спустя под названием «Щ» 854 один день одного зэка», но из- за проблем с публикацией заглавие пришлось изменить.
А. Т.Твардовский высоко оценил повесть: « Это не документ, не записки или воспоминания о пережитом автором лично. Это произведение художественное. Солженицын вспоминает о зарождении замысла рассказа:
« Просто был такой лагерный день, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём». Автор в произведении обратился необычной для того времени теме- теме судьбы личности в жестоких жизненных условиях. Примечательно заглавие рассказа «Один день Ивана Денисовича». Оно предупреждает о том, что перед нами человек.
Что же представляет собой главный герой.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором (и никогда не сидевшего), опыта заключённых. Все лица – из лагерной жизни с подлинными биографиями. Мы исследовали материал, который касается Шухова. Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чём беда его? В чём вина?
Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво. Был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом.» А было это вот как : в феврале сорок второго года на северо- западном направлении окружили всю их армию. И так немцы по лесам ловили и брали. Шухов в плену побывал пару дней. Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине- и за решётку: Шухов выполнял задание немецкой разведки.
« Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь.
Так и оставили просто – задание»
При исследовании мы задали вопрос: « Что ожидало героя повести, если бы не подписал « дело»?
Ответ нашли в тексте.
« Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживёшь ещё малость. Подписал»
Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но всё таки жизнь.
Шухов осуждён на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка « горела не каждая», где на полусотне клопяных вагонок, спало двести человек.
Кухня. Едят зэки в шапках свою скудную баланду. « Самое сытное время лагернику – июнь . Всякий овощ кончается и заменяют крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котёл секут». Иногда дают кашу из магары. Магара не то что холодная – она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая на вид пшена. Каша не каша. А идёт за кашу»
На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина ( в которой и Шухов) собирается на работу Бесконечные проверки и досмотры.
Иван Денисович Шухов – мастер на все руки . Он и каменщик ,. и резчик толя, и печник. Работает с азартом. Не чувствует мороза. Вот как автор описывает заключенного: « Мастерком захватывает дымящийся раствор. Раствора он бросает столько, сколько под один шлакоблок надо ( но с осторожкой хватает- не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно) И, раствор мастерком разроняв шлёп туда шлакоблок. И уже он схвачен. Примерз. Заключённые ни на миг не останавливаются, гонят кладку дальше и дальше.
Фундаментом личности заключённого Шухова является его отношение к труду. В лагере герой встречает только тяжёлый и изматывающий труд, но благодаря своему опыту не становится человеком, выбитым из колеи
Шухов не просто живёт ( лишь бы выжить), а так живёт, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из – за табака, не вылизывает чужие тарелки. Бережёт хлеб, носит его в специальном карманчике.
Герой повести, пройдя через испытания, сумел сохранить заложенные мужику черты: совестливость, трудолюбие , человеческое достоинство.
Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким?
Герой повести считал день удачным, почти счастливым.
Мы обратили внимание на счастливые события в жизни героя в этот день.
Их много. Вот некоторые: замешкался на подъёме – в карцер не посадили, бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать: в обед удалось «закосить» кашу; бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут « сытыми» бригадники; нашёл кусок ножовки, забыл про неё, но на « шмоне» не попался; подработал вечером на Цезаря, потом табачку купил. Не заболел, перемогся. Счастливый день простого зэка.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Почему же автор показал, нам « счастливый» лагерный день. Думается, потому, что главная цель автора – показать русский народный характер в различных обстоятельствах, неправедной жизни.
В своей работе мы ставили цель - посмотреть, что же спасает человека в бесчеловечной жизни? Мы сделали вывод прежде всего это причастность к сообществу людей.
Иван Денисович – крестьянин, бывший рядовой боец Красной армии- одним словом, тот, кто составляет понятие « народ».
Не каждый мог выжить в условиях тюремных работ, но Иван Денисович сумел приспособиться.
Он оказался переимчивым в области ремесла – в прошлом крестьянин, в лагере становится первоклассным каменщиком, в свободное « неказённое», время продолжает работать, но уже на себя: кому тапки сошьёт, кому телогрейку залатает, одним словом подрабатывает.
Подрабатывать – единственный возможный для Шухова путь заработать денег.
Важно, что герой Солженицына даже в трудных условиях лагеря не становится ни «стукачём», ни «шестёркой», не опускается до вылизывания мисок и разгребания помойных ям в поисках объедков
И, конечно – труд . Мы обратили внимание на эпизод кладки стены на объекте.
Не легкое, точнее не легковесное отношение к жизни у Шухова. Его принцип: заработал – получай , а « на чужое добро брюха не распяливай. И Шухов работает на « объекте так же добросовестно, как и на воле. И дело не только в том, что он работает в бригаде, а в лагере бригада это такое устройство, чтоб не начальство понукало, а зэки друг друга.
Для Шухова в этой работе нечто большее радость мастера, он свободно владеет своим делом, чувствует вдохновение, прилив энергии. Обо всём забывает Шухов во время работы- так увлечён делом: « И как бы все мысли вышли из головы. Ни о чём Шухов сейчас не вспоминал и не заботился, а только думал как ему колена трубные составить и вывести чтоб не дымило» « И не видел больше Шухов не видел озера дальнего, где солнце блеснуло по снегу, ни как по зоне разбредались из обогрелок работяги.. Шухов видел только стену свою – отрезки слева, где кладка поднималась и направо до угла. А думка его и глаза выучивали из – подо льда саму стену. Стену в этом месте прежде клал неизвестный ему каменщик. Теперь Шухов обвыкал со стеной как со своей». Шухову даже жаль, что пора работу кончать: « Что, гадство, день рабочий такой короткий? Только до работы припадёшь- уж и съём»
Читая и перечитывая это место, никак не скажешь, что в лагере убивает работа» Нет. Труд – это жизнь для Шухова. Не развратили его никакие условия, не смогли заставить халтурить, отлынивать. Тот уклад жизни, те нормы и неписанные законы, которыми от века жил крестьянин, оказались сильнее. Они – вечные. А всё остальное - наносное, временное, переходящее. Оттого и недоумевает совестливый Шухов, читая письма жены, как можно в своей деревне не работать: « А с сенокосом как же ? « Беспокоится крестьянская душа Шухова. Он остался человеком! Природность Шухова , по мысли Солженицына, стоит рядом с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому . что знают: честен, порядочен, по совести живёт. Цезарь со спокойной душой прячет у Шухова продуктовую посылку. Эстонцы дают в долг табаку: уверены отдаст.
Далее мы обратили внимание на социальную иерархию лагерной жизни. Её законы. Работяги и придурки. Шакалы и доходяги, шестёрки и блатари- все они в яве и втайне исповедуют один лагерный закон: « Подохни ты сегодня – я завтра». Это руководство жизнью ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого если хочешь называть себя человеком – вот задача. Именно такого человека и рисует Солженицын в рассказе.
Иван Денисович- крестьянин, простой русский мужик. Ему свойственна рассудительная обстоятельность в делах и мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни , знает, что именно из мелочей и состоит жизнь. Его характер раскрывается то же вроде из мелочей: в санчасти присел на краешек стула; в отличие от Фетикова, стоит как бы безучастно рядом к с курящим Цезарем, дожидаясь окурка; ловок даже охочлив в работе, услужлив и расторопен в отношении к Цезарю, самостоятелен и расчётлив, но предусмотрителен.
Так почему же такой человек попадает в герои?. Дело, видимо в том, что часто в человеке уважают не его самого, а то место, которое он занимает в жизни.
Солженицын показал нам другую систему ценностей. Главным в ней является сам человек. И высшее его предназначение в жизни пронести душу свою чистой. Именно таков Шухов.
Так чем же вообще держится человек в жизни?
Мы сделали вывод, в человеке живёт до последнего вздоха вера в конечную справедливость. Единственно верным нравственным законом считает он закон жить по совести.
Автор приводит читателя к мысли о том, что даже суровые тюремные условия не смогут убить в человеке истинных качеств, если он сам того не захочет.
« Сейчас ни на что Шухов не в обиде: ни что срок долгий, ни что воскресения опять не будет. Сейчас он думает: переживём.
Переживём. Все, Бог даст – кончится!
В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения , и несмотря ни на что- выжить в этом аду, сохранив при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям, непримиримость к нравственным порокам. Один день героя Солженицына разрастается до пределов человеческой жизни. Вроде бы живёт Шухов одним днём, нет, впрок живёт, думает о следующем дне, прикидывает, как прожить. Он живёт в согласии с собой, он смотрит на себя со стороны. Видимо, этим во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его приспособленность к тяжелым условиям.
Но это не имеет ничего общего с унижением, потерей человеческого достоинства. Эти пути ищут для себя люди нравственно слабые, пытающиеся выжить за счёт других.
Рассказ этот можно исследовать с разных позиций. Мы попытались посмотреть только с той стороны, в чём внутренняя сила всепобеждающей жизни.
Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек.
Только выбор истинных ценностей может спасти человека в любой бесчеловечной ситуации и возможность для такого выбора есть у каждого.
Перед всеми теми, кто знакомится с творчеством А. И. Солженицына, рано или поздно встаёт вопрос: кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник? Пророк? Заступник?
Почему неоднозначны его характеристики.
В работе, с которой мы выступали на прошлой конференции, нами было отмечено, что Александр Исаевич Солженицын выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века в период « хрущёвской оттепели».
Он, Александр Исаевич Солженицын, сказал правду о сталинском времени, создал рассказы о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора очень популярным. А рассказы « Матрёнин двор», « Захар – Калита», « Один день Ивана Денисовича» принесли мировую известность.
В 1970 г Солженицын А.И. был удостоен Нобелевской премии по литературе.
15