|Урок мужества к 100 летию А.И.Покрышкина
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
село Побегайловка
Урок мужества, посвященный 100-летию А.И. Покрышкина
«Наука побеждать»
Составила Казикова Индира Арсланбековна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 19 село Побегайловка
Цели и задачи:
· познакомить школьников с биографией А.И. Покрышкина
· формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, ее защитниках и подвигах;
· способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
· воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Необходимое оборудование:
- презентация
- фильм
- компьютер, проектор, экран
План.
Ранняя биография
Боевой путь 1941-1945 год
Награды
Послевоенная биография
Память о герое
100 лет назад, 19 марта, родился советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза, новатор тактики истребительной авиации, выдающийся воздушный боец, человек-легенда - Александр Иванович Покрышкин. В годы Великой Отечественной войны он явился автором знаменитой формулы воздушного боя: «высота - скорость -маневр - огонь». Народный герой СССР и национальный герой России родился в Новониколаевске ( ныне Новосибирск ) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 марта 1913 г.
Мечта о лётной профессии овладела Покрышкиным ещё в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо... Чтобы попасть в лётную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив 7-й класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из 16 коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу... Через 4 года заветная путёвка в авиашколу получена; он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только... авиатехников.
Досконально изучив матчасть, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2-го ранга Покрышкина. Но тот неукротим: в сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2-годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качу и получил направление в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от советско - румынской границы.
Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И. Покрышкин и его ведомый, гвардии ст. л-т Г.Г. Голубев у «Аэрокобры». Покрышкин сбил на американском истребителе 47 немецких самолетов, Голубев — 15. Это был боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Радость полётов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили ее энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.За 2 месяца до начала войны 55й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на И15 и И153, был перевооружён на новенькие МиГ3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии.Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по «конусу» но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления — в бою всё представлялось важным.Боевое крещение Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55го авиаполка. Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года .На самолете Покрышкина уже не хватало места для звезд23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятёрку Ме109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из «Мессеров». Заворожённый видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.3 июля 1941 года лётчик был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ3, проведя десяток штурмовок на И16. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив её «Тактика истребителей в бою». (Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил).Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь его подбивают. 5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме109. Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный «МиГ».«Перед самой землёй, - вспоминал А. И. Покрышкин, — мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на посадку „на живот“. В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя — не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот… Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание...»Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим.Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание. По возвращении в часть ему поручают переучивание молодежи с И16 на МиГ3 и по личному распоряжению командира полка В. Иванова он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости - так называемым «соколиным ударом», с эшелонированием по высоте. А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом.Танковые дивизии генерала фон Клейста ворвались в Ростов 21 ноября 1941 года, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведданным, которые сумел добыть Александр Покрышкин в сложнейшем полёте в условиях ограниченной видимости, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, Советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из её летчиков! Значимость совершённого им была слишком очевидна, и Покрышкин был удостоен своей первой награды - ордена Ленина.14 марта 1942 года командир полка В. П. Иванов и военный комиссар М. А. Погребной подписывают наградной лист:
"Покрышкин Александр Иванович... представляется к званию Героя Советского Союза... За время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника - 63; на разведку войск противника - 133; на сопровождение своих бомбардировщиков - 19; на прикрытие своих войск - 29; на перехват самолётов противника - 36; на разведку со штурмовкой - 8.
Участвовал в 26 воздушных боях, лично сбил 4 самолёта противника и 3 самолёта в составе звена, уничтожил и вывел из строя 45 автомашин противника.
За отличное выполнение боевых заданий имеет благодарность от командующего ВВС 9-й армии. В период Ростовской операции произвел 13 одиночных вылетов на разведку и штурмовку войск противника, в результате уничтожил 12 автомашин с грузами, вывел из строя 4 противотанковых орудия...
Мастер полётов в облаках и сложных метеоусловиях. Является лучшим разведчиком полка. Заслуженно пользуется боевым авторитетом у всего личного состава полка".
Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием «Тактика истребителей в бою». Осенью 1941 года он писал:«Главной причиной неудач при сопровождении бомбардировщиков была малая скорость истребителей. И как следствие этого — ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения её необходимо сопровождающим звеньям и парам полёт производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Это способ сопровождения методом „ножниц“.После тяжёлых сражений 1941 года 55й иап был отведён в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16й Гвардейский истребительный авиаполк. Пополненный новыми самолетами Як1 полк попал на фронт в июне 1942 года. В бесконечных боях, полетах на разведку и перебазированиях прошло лето. В течение 6 месяцев Покрышкин одержал на „Яке“ не менее семи побед (2 Ju88, Ме110, 4 Ме109). Весьма характерным для него был перехват над Кропоткином, когда, взлетев во главе пятёрки, он лично сбил 3 Ju88, ещё 2 Ме110 сбила пара Аркадия Фёдорова. По приземлении Покрышкиным было доложено, что каждый из лётчиков, участвовавших в вылете, сбил по одному самолету противника.
Александр Покрышкин с семьей
216я истребительная авиадивизия (с 17 июня 1943 года 9я Гвардейская истребительная авиадивизия), неся потери и не получая новых самолетов, к осени оказалась совершенно измотанной. 16й Гвардейский авиаполк, в котором воевал Покрышкин, сдав потрёпанные машины, отбыл на переформировании- осваивать новую технику.Переучившись в 25м запасном авиаполку, и в марте 1943 года получив в Тегеране американские „Аэрокобры“, 9 апреля полк приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома.Первый боевой вылет после длительного перерыва лётчики эскадрильи Капитана Покрышкина совершили 14 апреля и добились успеха -сбили 2 Ме109 (один из них - на его счету). Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приемов, разработанных Александром.Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года -воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение было самым напряжённым за всю войну: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолётов. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика -истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием „Кубанская этажерка“ и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из - под удара противника на вираже нисходящей „бочкой“ с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. „Ищи противника, - учил Покрышкин. -Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого“.Тем временем воздушное сражение над Кубанью разгоралось. Летать приходилось до 5 раз в день. И редкий вылет проходил без встречи с противником. Характерной для того периода была картина, когда пикирующий ЛаГГ3 догонял „Мессер“, которого преследовал „Як“, и так далее. Истребители буквально гонялись друг за другом. Немецкие лётчики, теряя свои самолёты при каждой встрече с нашим Асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении - „Внимание! В воздухе Покрышкин!“. Лишь за неделю боёв он лично сбил 6 самолётов противника, а лётчики его эскадрильи - 29!В этих боях проявилось не только его лётное мастерство. Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приёмы были взяты на вооружение в авиационных частях. Так, во время патрулирования, советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.
По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше: около 30 (12 - 15 Ме109, 4 - 6 Ju88, 9 - 13 Ju87, 2 FW190). Здесь же лётчик проводит несколько выдающихся по результативности боёв. В памятный день, 12 апреля, в районе Крымской он сбил 4 Ме109. К счастью, свидетелем этого боя был генерал К. Вершинин и Покрышкину не только засчитали сбитые машины, но и наградили вторым орденом Красного Знамени. Позднее он уничтожил ещё 3 вражеских самолёта и довёл число сбитых за день машин до 7. За исключением легендарного боя Александра Горовца, история Советской авиации не знает таких примеров. Через несколько дней Покрышкин сбил 3 пикировщих бомбардировщика Ju87 в одном бою, а 28 апреля в составе восьмёрки разогнав 3 девятки „лаптежников“, сбил 5 (!) из них. Атаковал он излюбленным „соколиным ударом“ - сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам.К маю 1943 года Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани (к концу сражения в его активе значилась 31 победа). 24 мая 1943 года за успешное выполнение заданий, 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника (официально к апрелю 1943 года), командиру эскадрильи 16го Гвардейского истребительного авиаполка капитану А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.5 мая 1943 года Покрышкин совершает первый вылет на новой „Аэрокобре“ с бортовым номером „100“, сменив свою старую машину с „несчастливым для них“ номером „13“.В результате напряжённейших боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, на этом участке фронта наступило временное затишье. На совещании, собранном генералом Вершининым, где присутствовали наиболее отличившиеся лётчики, командный состав и работники штабов ВВС, Покрышкин обнародовал свои тактические находки: „этажерку“ из самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца ( этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях ), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло вразрез с существовавшими требованиями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых наземными войсками. К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствовавших лётчиков, но и у командования. Вскоре в 4й Воздушной армии, а через некоторое время и во всех ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения лётчиков и стрелков - свидетелей воздушного боя.31 июня 1943 года дивизия получила приказ перебазироваться в Донбасс. Три месяца в небе Кубани принесли Покрышкину много побед. Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и воспитанником молодых лётчиков. Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых пилотов, с пополнением прибывших в полк в июне 1943 года. Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт. Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их „облетав“, он повёл вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме109, создал условия ещё для нескольких побед вдохновленных им лётчиков. О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 лётчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.С августа 1943 года 16й Гв.иап участвовал в боях на Миус - фронте, на реке Молочной, над Чёрным морем, над Днепром. 24 августа за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолётов противника Гвардии майор А. И. Покрышкин был награждён второй медалью „Золотая Звезда“ и стал 10м в стране дважды Героем Советского Союза.В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 „Юнкерсов“ (7 Ju88, 6 Ju87, Ju Ю52) и Ме109. Среди сбитых - 2 высотных разведчика Ju88. Среди особенно победоносных и яростных - бой в районе Большого Токмака 23 сентября 1943 года.
В ноябре 1943 года, используя подвесные топливные баки, Покрышкин ведёт „поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях“ над Чёрным морем. В четырёх „охотах“ он сбивает 5 транспортных Ju52. Трехмоторный „Юнкерс“, вооружённый несколькими крупнокалиберными пулемётами, был серьёзным противником, ну а низкая плотная облачность, штормящее море и сильный порывистый ветер делали условия „охоты“ предельно сложными. Обнаружение же одиночных машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелётной погоды, может быть объяснено, пожалуй, лишь гением лётчика.
В феврале 1944 года Гвардии подполковника Покрышкина вызвали в Штаб ВВС в Москву и Главком А. Новиков, высоко ценивший его, предложил ему должность Начальника боевой подготовки истребительной авиации с немедленным присвоением генеральского звания. Покрышкин отказался и попросил вернуть его на фронт. Однако просьбу его удовлетворили не сразу. В конце марта, после гибели известного аса Л. Л. Шестакова, Александру Ивановичу предлагают стать командиром „маршальского“ 176го Гв.иап, но он рвётся к своим в Черниговку, в пропахший бензином, маслом и порохом ревущий мир кабины самолёта и аэродрома. Лишь в апреле его отпускают, а через несколько дней Дзусов знакомит его с приказом, которым он, Покрышкин, назначается командиром 9й Гвардейской Мариупольской авиационной дивизии.В составе 2го, а затем 1го Украинских фронтов дивизия участвует в воздушном сражении под Яссами. Как комдив Покрышкин с пункта наведения руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолётов в воздухе и с наземными войсками. Дороги войны весной 1944 года привели Покрышкина на рубежи, на которых его застала война 22 июня 1941 года. Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи через 3 года вернулся в Приднестровье дважды Героем, Гвардии подполковником, командиром Гвардейской авиадивизии. Но до конца войны было ещё далеко. И всюду, где вела боевые действия 9я Гв.иад, её командир выступал как талантливый руководитель, сам летающий на боевые задания, личным примером вдохновляя подчиненных.Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четвёрок с превышением пар около 1000 метров. Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолётов противника (4 Ju87, 2 FW190, Hs129), причем 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.не будет преувеличением заметить, что в конце Второй Мировой войны А. И. Покрышкин был не только самым известным в мире лётчиком, но и самой авторитетной, наряду с И. Полбиным, фигурой в советской авиации. "Ахтунг ! Ахтунг ! Покрышкин в воздухе !" - эта фраза была не только находкой советской пропаганды: начиная уже с весны 1943 года немецкие посты оповещения, используя агентуру, настоятельно предупреждали - знаменитый русский ас в воздухе. Что означало - усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, "охотникам" набрать высоту, молодёжи возвратиться на аэродромы.
Стелется дым, и темно, словно ночью, Яркие вспышки, машин злобный вой. Небо свинцовое порвано в клочья, Пули свистят, начинается бой. Весь в напряженье, и взгляд непокорный, Только штурвал и надежда в руках. Небо родное, а значит, по курсу Смело идет самолет в облаках. Враг отступает, наверное, струсил, Или почувствовал жизненный крах, Или услышал в эфире по-русски Имя, на всех наводящее страх. В небе Покрышкин! В небе Покрышкин! Будто бы пишет по небу крылом. Сердцем отважным он Родину слышит И на врага налетает орлом.
Тому, кто собьёт русского аса, сулили высокие награды, да и в желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась не по зубам даже очень опытному врагу. И дело было не только в исключительном мастерстве Покрышкина. Уместно вспомнить, что в его эскадрилье, а затем в полку и дивизии состоялись такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Когда такая группа вела бой, рассчитывать победить её командира было невозможно, комиссар М. А. Погребной подписывают наградной лист:
"Покрышкин 14 марта 1942 года командир полка В. П. Иванов и военный Александр Иванович... представляется к званию Героя Советского Союза... За время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника - 63; на разведку войск противника - 133; на сопровождение своих бомбардировщиков - 19; на прикрытие своих войск - 29; на перехват самолётов противника - 36; на разведку со штурмовкой - 8.
Участвовал в 26 воздушных боях, лично сбил 4 самолёта противника и 3 самолёта в составе звена, уничтожил и вывел из строя 45 автомашин противника.
За отличное выполнение боевых заданий имеет благодарность от командующего ВВС 9-й армии. В период Ростовской операции произвел 13 одиночных вылетов на разведку и штурмовку войск противника, в результате уничтожил 12 автомашин с грузами, вывел из строя 4 противотанковых орудия...
Мастер полётов в облаках и сложных метеоусловиях. Является лучшим разведчиком полка. Заслуженно пользуется боевым авторитетом у всего личного состава полка".
Командующий 4-м Украинским фронтом Генерал армии Ф. И. Толбухин наложил резолюцию: "Достоин присвоения награды - трижды Героя СССР".
Используемая литература.
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: Покрышкин А.И. Небо войны.- М.: Воениздат, 1980.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/pokryshkin2/index.htmlВеликая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. -М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 567-658. - 500 000 экз.
Бабак И. И. Звёзды на крыльях. - Харьков, 1975.
Вершинин К. А. Четвёртая воздушная. - М.: Воениздат, 1975.
Голубев Г.Г. Друзья мои лётчики
Денисов Н., Карпович М. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. - Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1948. - (Герои Великой Отечественной войны). - 28 стр.
Малышко А., Верхолётов А. Хозяин неба - Александр Покрышкин. // За честь Родины. - 23 авг. 1944.
Марчуков А. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. - М.: Центрполиграф, 2014 г.
Мержанов М. Внимание: в небе Покрышкин! // Огонек. - Фев. 1944.
Москвителев Н. И. Линия жизни. 60 счастливых лет в авиации. - 2-е изд., доп. — Тверь: Фактор, 2005.
Покрышкин в воздухе и на земле / Ред.-сост. Покрышкина М. К., Тимофеев А. В. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: АВИОН, 1995.
Покрышкина М. К. Жизнь, отданная небу. - М.: Патриот, 19.
Речкалов Г. А. Дымное небо войны. - Свердловск, 1968.
Сухов К. В. Эскадрилья ведет бой. - М.: ДОСААФ, 1983.