Внеклассное мероприятие 2 класс посвящённое 95-летию Амет-Хана-Султана.
КЛАССНЫЙ ЧАС
Урок – памяти.
ЦЕЛИ: патриотическое воспитание школьников.
Образовательные:
-познакомить детей с героем ВОВ Амет-Хан, Султан.
Развивающие:
-развивать навыки публичного выступления;
-расширять кругозор;
Воспитательные:
-воспитывать сознательную любовь к родной земле;
-пробуждать интерес к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, -совершенных в годы Великой Отечественной войны дважды героем Амет-Хан, Султаном.
Подготовительная работа с детьми:
За 1-2 недели класс получает свое задание (классный руководитель распределяет материал об Амет-Хан, Султане, стихи).
Участники:
учащиеся 2б класса, классный руководитель, учитель истории.
Оборудование и ТСО:
ПК, экран, мультимедийный проектор.
Музыкальное оформление:
а) диск с песне й об Амет-Хан, Султан
б) музыкальный фрагмент для минуты молчания (Моцарт «Реквием», Бетховен «Лунная соната» и т.п.)
в) видео фрагмент об Амет-Хан, Султан
План классного часа:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Информационный блок «Жизнь отданная небу» (рассказ учителя истории)
3. Чтение стихов.
4.Просмотр видео ролика
5. Минута молчания.
6. Выставка творческих работ учащихся (стенгазеты, рисунки и т.д.)
7. Подведение итогов (рефлексия)
ХОД УРОКА.
1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Хищную птицу без пули таранил,
Неуязвимо стрелял и разил
Летчик, разведчик и ас-истребитель,
Жизни ведомых спасший не раз.
_ Сегодня урок посвятим самому прославленному воину - крымскому татарину, одному из наиболее выдающихся лётчиков-истребителей и лётчиков-испытателей - Амет-Хану Султану (25.10. 1920 - 01.02. 1971), которому исполняется девяносто пять лет.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК «ЖИЗНЬ ОТДАННАЯ НЕБУ»
(рассказ учителя истории)
СОВЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК, ГВАРДИИ МАЙОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
БИОГРАФИЯ
Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета Автономной Республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать — крымская татарка. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.
В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.
В Великой Отечественной войне
Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».
С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина.
Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.
В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.
После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина
Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».
Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.
После войны жил в городе Жуковский Московской области. Погиб при выполнении испытательного полёта. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.Человек, чьё имя навсегда вписано в летопись Великой Отечественной войны и в книгу истории авиации.
АМЕТХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ:
А.Е. ГОЛОВАНОВ — маршал авиации:
— Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.
Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.
А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.
ФРАНСУА де ЖОФФР — французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия — Неман»:
— Я встретил своего старого друга Аметхана — дважды Героя Советского Союза, прославленного «короля тарана». Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика, который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...
Э.В. ЕЛЯН — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:
— Аметхан Султан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знают.
А.В. ВОРОЖЕЙКИН — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:
— Когда немцы слышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» — терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.
В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ — дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:
— Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...
Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.
Ю.А. ГАРНАЕВ — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:
— Амет-Хану было поручено одному из первых в стране испытывать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина — преждевременно изорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапультного устройства. Достаточно было малейшей искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на землю самолет и спасти от гибели товарища.
Г.М. ШИЯНОВ — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:
— Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Аметхан, хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе — единственное, что оказалось сильнее его собственной воли.
3. ЧТЕНИЕ СТИХОВ.
Стихи читает Асан :Сына Алупки и южного ветра
С детства манила мечта полетать
Выше орлов над вершиной Ай-Петри!
И покорилась ему высота…
Только дождавшись душистого лета,
В мирных недолго парил небесах, –
Двадцать второго с туманным рассветом
Вылет ему командир написал…
Юным пилотом чернявый татарин
Встретил раскаты июньской грозы…
Стихи читает Аскер:
Хищную птицу без пули таранил,
Неуязвимо стрелял и разил
Лётчик, разведчик и ас-истребитель,
Жизни ведомых спасавший не раз.
В сорок четвёртом родная обительГорем героя нежданно обдаст…Слёз не унять у хозяйки Насибы,Полнится стоном татарская кой.
Стихи читает Арсен:«Мама, прости за беду и насилье,Отнятый страшным приказом покой…»В сердце крылатое Родиной ранен…Но до конца воевал за странуЛакец, в анкетах писавший «татарин»,В небе Берлина закончив войну.Выше орлов над вершиной Ай-ПетриНе суждено больше было кружить:Крым под запретом, а встречу со смертьюС Чёрного моря несли миражи…
4.ПРОСМОТР ВИДЕО РОЛИКА
5. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
6. ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (СТЕНГАЗЕТЫ, РИСУНКИ И Т.Д.)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЛЕКСИЯ)
http://www.milli-firka.org/content/DBAGKBCKhttp://maxpark.com/community/14/content/3261860http://www.stihi.ru/2013/07/04/9694
https://ru.wikipedia.org/wiki/Амет-Хан,_Султан