Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 98 — летию гибели легендарного горца Махач Дахадаев
Открытое внеклассное мероприятие «Махач Дахадаев»
разработала руководитель
МО классных руководителей
Абдурахманова Г.Г.
Чтобы помнили потомки. Кем был Махач Дахадаев и какой вклад внес в развитие Дагестана
Вед. Здравствуйте уважаемые гости нашего мероприятия, учителя и учащиеся.
Сегодня наше мероприятие посвящено легендарному горцу, великому человеку, который прославил нашу республику Дагестан, Махачу Дахадаеву.
Открываем мы наше мероприятие с песни про Дагестан, поет ученица 9»Д» класса, Магомедова Муи.
Вед. На берегу Каспийского моря расположен солнечный, теплый, красивый и главный город нашей республики – Махачкала. В переводе это название означает «город Махача». Кем был Махач, в честь которого названа столица целого Дагестана? Какую лепту внес в развитие нашей республики, и какой оставил след? Обо всем этом невозможно сказать просто, в двух словах.
Вед. Махач Дахадаев был выдающейся личностью, великим революционером, просветителем, человеком, посвятившим всю свою жизнь служению трудовому народу. И, что особенно приятно, Махач Дахадаев – наш земляк, прославивший Унцукульский район на весь Дагестан и за его пределами. Сегодня, в канун дня гибели легендарного революционера (Махач Дахадаев был убит 4 октября 1918 года), хотим напомнить некоторые моменты из его жизни и деятельности.
Х!асан: Асаламу Г!алайкум, ансадерил жамаг!атБах!арзабазул Ват!ан!
Дагъистанго Ч!ух!арал,
Махщалил г!адамаца гвангъиз гьабураб район
Хадижат: Дагъистаналъул ц!ва, Кавказалъул ц1ум
Ц1ар дуниялалда лъалеб росдал вас,
Аваразул ч!ух!и, Ансадерил къарт!
Къадру милаталъул ц!унарав Мах!ачБагьардузабаца мисал босизеБах!арчилъиялъул биценал таравГ!асру свераниги свин гьеч!еб гьунарИрсилаз рехсезе нахъе тун арав.
Марьям: Бец1лъиги зулмуги къвине гьабизеАнищ гьинал рек!елъ даим гьелчаравКъоял анигин ц!иял г!елацаДур гьунарал къойил рехсолел ругоЗаман хисаниги хиси гьеч1еб реццДуе кинацаго гьабулеб бугоЧанги залимасул рух! Сородарав
Дудаса ч!ух!ула дурр гьал ракь цоялХ1алихьалъиялъе наг!ана кьуравДудаса рохула ват!ан бокьулел.
Камиль: Махач (Магомед-Али) Дахадаев родился в селении Унцукуль Аварского округа 2 апреля 1882 года. Отец его был простым кузнецом и рано умер. Мать выдали замуж за другого. У Махача не было ни детства, ни отрочества, о котором могли просто мечтать мальчишки того времени. Он рано познал социальную несправедливость. С детства в нем вспыхнули чувства неприязни к богатым и сострадание к бедным, обездоленным.Фарида: В 1889 году отчим устроил Махача Дахадаева в Хунзахскую русскую одноклассную школу.В сентябре 1890 года, успешно окончив школу, он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища, где попадает в совершенно новую обстановку. Беззаконие власть имущих, контрасты бедности и богатства были здесь особенно видны. Махач всегда учился хорошо, проявлял интерес к технике, изобретательству, черчению и рисованию. К выбору своей будущей профессии инженера он шел сознательно и по призванию. Поэтому не случайно, что в 1900 году, успешно окончив реальное училище, он, выдержав конкурсные экзамены, поступает в Петербургский институт путей сообщения императора Александра I, где в то время учились некоторые его земляки, в том числе и Магомед-Мирза Хизроев - впоследствии один из видных общественно-политических деятелей Дагестана. Вскоре выходцы из Дагестана создали здесь землячество.
Муся: Петербург - столица Российской империи, крупнейший политический, экономический и культурный центр мира - произвел на Махача огромное впечатление. Пребывание его в столице совпало с периодом поднимающегося революционного движения в стране. На формирование политических взглядов М. Дахадаева определенное влияние оказали его старший земляк М.-М. Хизроев и друг Магомед-Мирзы С.Д. Марков, который руководил социал-демократическим кружком студентов в Институте путей сообщения.
Алиасхаб: Говоря о революционной деятельности Махача Дахадаева, нужно подчеркнуть его смелость и решительность в действиях. Махач Дахадаев был именно таким революционером, который не знал страха в борьбе, который рисковал собственной жизнью, когда стоял вопрос об интересах революции.
В 1917 и первой половине 1918 гг., до прихода Л. Бичерахова, в городе Темир-Хан-Шуре была напряженная обстановка, всюду и везде было так много представителей меньшевиков, эссеров, черносотенцев и других контрреволюционеров, что на собраниях, на сходках, на съездах одно упоминание имени большевиков, социализма, Советской власти могло стоить жизни этому смельчаку.
Вед. Горячие диспуты на политические темы происходили, опираясь на оружие, и в этой наколенной атмосфере все сильнее раздавался голос Махача, разоблачавший эксплуататорскую сущность буржуазной системы и защищавший интересы горской бедноты.
Хадижат: На различных собраниях и сходках голос Махача звучал все увереннее и чаще. Слава его росла не по дням, а по часам. Не было в Дагестане даже самого отдаленного уголка, где бы ни было известно его имя. Слово «Махач» превратилось в символ правды, в символ свободы, в символ бесстрашия в борьбе за свободу. Одно имя Махача приводило в трепет врагов. Говорил он просто, ясность изложения им мысли доходили до предельной четкости.
Он обладал способностью распутывать самые сложные вещи.
Фарида: Многотысячная толпа замирала, когда говорил Махач. Логикой своей мысли, четкостью изложения, он заставлял без единого шороха слушать даже врагов. Каждая его мысль оттачивалась, как сталь, каждая его фраза метко била по цели и оставляла след как от удара острого кинжала. Поэтому так остро ненавидели его враги и злобно шипели и вили вокруг него нити интриг, потому-то так горячо, так крепко любили его трудящиеся. С февраля 1917 года по сентябрь 1918 года Махач Дахадаев руководил борьбой трудящихся Дагестана против местной контрреволюции, торгово-промышленной буржуазии, бичераховцев и турецких интервентов.
Вед. В агитационных целях Махач Дахадаев наладил издание газет «Заман» («Время») и «МагIарул мискин халкъ» («Горская беднота»). Ему помогала его жена — Нафисат-ханум Дахадаева. Она была внучкой имама Шамиля. Первой его женой была внучка имама Шамиля Патимат-заграт, после ее смерти он женился на ее сестре Нафисат.
Алиасхаб: После Октябрьской революции Дахадаев полностью посвятил себя установлению советской власти в Дагестане. В начале 1918 года он организовал красногвардейские отряды против отрядов Горской республики. С мая 1918 года стал членом областного военно-революционного совета, затем комиссаром областного военного комиссариата. Вместе с Уллубием Буйнакским создавал Дагестанскую Красную Армию, руководил ее боевыми действиями против германо-турецких войск и отрядов полковника Лазаря Бичерахова.
Вед. Пытаясь договориться с М. Дахадаевым, Бичерахов в сентябре 1918 г. направил ему письмо, где говорится: «Я не считаю вас органическими союзниками большевиков, а просто жертвой специфических условий дагестанской действительности, уберите остатки ваших сторонников из Порт-Петровска в Шуру, сорганизуйте их,... удержите напор турецкого движения…, пока не получите от меня вспомогательную силу и инструкцию».
В ответе Бичерахову 2 сентября Махач Дахадаев писал:
Мусалаев М. «... Объявляю, что я самый рьяный сторонник русской государственной идеи и ориентируюсь на революционную Россию. Никакой другой ориентации не признаю».
Вед. Вопреки общепринятому мнению советской эпохи, Махач не был атеистом, о чем свидетельствует его письмо к шейху Али-Хаджи Акушинскому:
Мусалаев М. «Я не из тех, которые отрицают шариат и ислам. Упаси Бог от этого. До сих пор не выходили из моих уст слова противные ему и после этого не выйдут. Мы не воспрещаем людям вести законы шариата».
«Братья! – Весь дагестанский народ говорит и мы говорим: пусть будет шариат, но мы говорим: пусть шариатисты от имени шариата не угнетают народ, не порабощают его. Мы против этого всегда будем бороться. Мы до сих пор говорили и теперь говорим: это насилие. Мы всегда будем бороться против насилия»
Муся: Шейх Али - Хаджи любил и уважал Махача и этому свидетельствует письмо шейха «Нашему товарищу, брату за свободу Родины и шариата… Если ты сейчас решился направиться по Джангутайской дороге к нам за помощью, должен знать мое мнение: этого не следует делать. А если же будешь следовать по этой дороге, то только в сопровождении надежной охраны. Смотри, не будь беспечным по отношению к изменникам народа и свободы». Передают, что письмо опоздало. Шейх очень тяжело перенес гибель Махача.
Камиль: А в это время , Махач отправился в путь, въехав в долину, Махач увидел группу людей, сидевших в тени дерева. Махач и его спутники были вооружены, но они не ожидали засады и спокойно продолжали путь. Но как только Махач поравнялся с этой группой, оказавшейся вооруженной, он и его спутники были задержаны и обезоружены. Окружив арестованных плотным кольцом, кулацкие бандиты направились по дороге через В. Дженгутай. Но когда группа вышла из аула, главарь банды Хасан подъехал сзади к шедшему с обнаженной головой Махачу и выстрелил ему в затылок.
Так 21 сентября (4 октября) 1918 г. контрреволюция расправилась с вождем дагестанской бедноты Махачом Дахадаевым.
Вед. В 1922 году 10 июля Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета город Петровск переименован в Махачкалу.
В честь Махача Дахадаева названы :
Махачкала- столица нашей малой родины-МарьямДахадаевский район Дагестана -ХадижатДахадаевка (бывш. село Преображенское) — хутор Кумторкалинского района Дагестана- АлиасхабДахадаево — название села HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B0%D1%85" \o "Даттах" Даттах (Чечня) с 1944 по 1957 г.-ФаридаМахачаул — название села HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0-%D0%92%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE" \o "Ца-Ведено" Ца-Ведено (Чечня) с 1944 по 1957 г.-КамильМахач-Аул — аул в Нефтекумском районе Ставропольского края.-МусяГордое имя Махача Дахадаева носит Унцукульская школа №1- ХадижатВед. Сегодня, в наше время слова Махача Дахадаева звучат как завещание для всех людей нашей страны:
Мусалаев М. «Я считаю своим долгом предупредить вас, о том что сатрапы усердно пытаютсянатравить один народ на другой, сеять вражду и недоверие. Будьте бдительны, берегите себя, знайте цену доставшемуся вам счастью».
Вед. К сожалению, сегодня далеко не вся наша молодежь хорошо знает, кто такой Махач Дахадаев, не знает деталей его жизни и профессиональной деятельности. А между тем, не стоит забывать о том, что он был одним из образованных, прогрессивных и ярких личностей в истории Дагестана XX века, внесший значительный вклад в будущее Дагестана. Он был достойным сыном своей республики.
Старшей дочерью сына Шамиля – Магомеда-Шеффи и его жены Марьям была Патимат-Заграт. Шатенка, круглолицая, с темными глазами, она была среднего роста. В характере Патимат-Заграт чувствовалось, что в ней, кроме аварской, течет еще кровь матери – татарская. Великолепно ездила на лошади. Одевалась на манер русских барышень.
В Петербургском институте благородных девиц Патимат-Заграт получила высшее образование, владела несколькими иностранными языками. В 1907 году в Петербурге она вышла замуж за Махача Дахадаева. Во время родов пришлось сделать кесарево сечение. Родился мальчик Адильгерей.
Так как Патимат-Заграт больше не могла иметь детей, Махач с согласия всех, к кому это имело отношение, женился на ее сестре – Нафисат. Девушка имела чуть удлиненное лицо, рыжеватые волосы, унаследованные от отца. Она, как и старшая сестра, окончила институт благородных девиц, была жизнерадостной, веселой, любила шутить. Ее и старшую сестру везде принимали как дочерей генерала Магомеда-Шеффи и внучек Шамиля с почетом и большим уважением.
В начале 1916 г. Махач и Нафисат приехали в Темир-Хан-Шуру. Они сняли квартиру в доме Талибова на Меликовском шоссе. Затем купили дом на Апшеронской улице, принадлежавший офицеру Дагестанского полка Мальсагову. Дом считался таинственным, приносящим только несчастья.
Махач Дахадаев, будучи несуеверным человеком, не обращал внимания на разговоры, хотя знал, что 19-летняя красавица – дочь Мальсагова на почве любви застрелилась именно в той половине, в которой поселился сам он с юной женой. Тем более революционер не мог предположить, что, когда через два года его убьют, именно здесь будут отпевать и прощаться с ним люди.
Перед гибелью Махач Дахадаев успел написать жене два коротеньких письма следующего содержания. Письмо первое: «Темир-Хан-Шура. 20 сентября 1918 г. Нафи! Сегодня уходи к Агладзе… Дома не сиди». Письмо второе: «Милая Нафи! Я выехал не повидавши тебя. Надо было торопиться. Я оставил тебе записку, чтобы ты ушла к Агладзе и не оставалась бы дома. Повторяю эту просьбу теперь, обязательно сделай это. Обо мне не беспокойся… Четыре человека должны тебя охранять.
Давать о себе сведения буду тебе каждый раз, когда представится возможность. Пока всего лучшего. Целую тебя крепко. Твой М. 20. IX. 1918 г.».
В тот же день между Верхним Дженгутаем и Аркасом Дахадаев был убит людьми Нухбека Тарковского.Еще до гибели мужа Нафисат Дахадаева в Темир-Хан-Шуре в типографии М. Мавраева стала издавать программную газету «Время» на русском языке. Первый ее номер увидел свет 3 апреля 1917 года. На страницах «Времени» выступали У. Буйнакский, Г. Саидов, С.-С. Казбеков и другие революционеры. Нафисат Дахадаева опубликовала и первое обращение Дагестанского просветительного бюро, возглавляемого У. Буйнакским. В обращении говорилось, что бюро принимает все пункты РСДРП(б). Всего было выпущено двадцать номеров газеты.
…В 1963 году я встречался с вдовой революционера М.-М. Хизроева – Р. А. Хизроевой. Ее рассказ о дальнейшей судьбе сестер, думаю, представляет интерес: «Узнав о гибели Махача Дахадаева, мы поспешили на Апшеронскую улицу. Нафисат не причитала, не кричала, а тихо плакала. В тот же день хоронили убитого. Так как в городе были враги революции, то разрешили провожать тело покойного брату Махача – Джабраилу, художнику Е. Е. Лансере и еще четырем или пяти мужчинам. Зато было много оплакивающих женщин.
В это время наши люди в горах создавали партизанские отряды. Я уехала в Хунзах. Вернулась только в конце марта 1919 г. Я обратила внимание на то, что в доме Нафисат квартировал казанский татарин полковник Кугушев. Они понравились друг другу, и 22-летняя внучка Шамиля стала женою постояльца.
Махач Дахадаев и Патимат-ЗагратКогда наши пришли, уничтожили полковника. В 1923 г. мать этих сестер – Марьям-Ханум забрала Нафисат с собою в Петроград. После смерти матери в их доме поселился некто латыш Сырутович, который в конце концов женился на Нафисат. Кажется, это случилось в 1932 г. Нафисат со своим новым мужем приезжала в Буйнакск. У латыша были странности. Например, он по улице среди бела дня ходил босиком. Этого очень стеснялась Нафисат, поэтому она ходила по другой стороне. Прожили они в Буйнакске недолго и уехали в Ленинград.
В 1934 г., когда я была в Москве в гостях у Д. Коркмасова, туда по каким-то делам приехала и Нафисат. В ту пору она работала в гостинице «Астория» старшей горничной, обслуживающей иностранцев. Устроиться там она могла по двум причинам: знание иностранных языков и хорошая внешность.
Нафисат – вторая жена М. ДахадаеваВ то время, когда она отлучилась в Москву, у нее дома произошла беда: Сырутович забрал все ценности и скрылся. Как говорят: пришла беда, отворяй ворота. В «Астории» двое турок, беседуя с ней, завели разговор о том, что их страна завоюет Кавказ, а ее, внучку великого имама, сделают королевой. Неизвестно, может быть, «турки» были подставными людьми, но будущей «королеве» два года пришлось отсидеть в тюрьме».
Были и другого рода несчастья, и, чтобы особенно не растягивать повествование, скажем, что Нафисат скончалась в Ленинграде во время блокады.
Старшая дочь Магомеда-Шеффи Патимат-Заграт, когда погиб Махач Дахадаев, также находилась в Темир-Xaн-Шype. Воспитанница Смольного института благородных девиц, знаток многих языков, волею судьбы оказалась женою аробщика – маляра из Кафыр-Кумуха Мамака. Умерла от болезни легких в Буйнакске.
Их дочь Наида ныне работает в Махачкале в Республиканском музее изобразительных искусств.
Теперь несколько слов об их матери – Марьям-ханум Ибрагим Шамиль. Жена Магомеда-Шеффи была дочерью богатого казанского мурзы. Была круглолицей, черноглазой, с каштановыми волосами, среднего роста. Получила определенное образование, без чего, наверное, на ней не женился бы сын Шамиля. Марьям-ханум, кроме родного татарского, владела русским и кумыкским языками. Приблизительно в 1916 году она приезжала в Темир-Хан-Шуру, ездила на фаэтоне брата Махача Дахадаева – Джабраила. Все в городе знали, что она жена сына Шамиля, старались познакомиться с ней, заговорить. Она уехала в Петербург с одной из своих дочерей. К тому времени ее мужа – Магомеда-Шеффи в живых уже не было. Дальнейшая судьба Марьям-ханум мне неизвестна.
«Нашему товарищу, брату за свободу Родины и шариата… Если ты сейчас решился направиться по Джангутайской дороге к нам, должен знать мое мнение: этого не следует делать. А если же будешь следовать по этой дороге, то только в сопровождении надежной охраны. Смотри, не будь беспечным по отношению к изменникам народа и свободы». Передают, что письмо опоздало. Шейх очень тяжело перенес гибель Махача. Он пошел в горы по этой дороге и был убит агентами Тарковского 22 сентября 1918 г