Конспект урока математики: Увеличить на…Уменьшить на…
Тема урока: Увеличить на…Уменьшить на…
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цель: формировать представление о понятиях увеличить или уменьшить.
Задачи: Образовательные:
формировать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
готовить к усвоению решения текстовых задач
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: уменьшилось, увеличилось
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.
Ресурсы:
Основные: учебник и тетрадь под редакцией М. И. Моро и С.И. Степанова
Дополнительные: презентация «Устный счет», набор цифр для каждого ученика, магнитная доска, печатные картинки для фронтальной работы, смайлики для рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Тихо девочки за парты сели
Тихо мальчики за парты сели
На меня все посмотрели.
II. Фонетическая разминка.
III. Устный счёт.
1) Игра " Называй - не зевай"
Счет в прямом и обратном порядке в пределе 10.
На доске таблица:
4 1 10 7
6 9 3 2 5 8 0
Ученик показывает указкой числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, называя числа вслух.
Б) Арифметический диктант с использованием цифровых вееров.
На доске:
* 8 * * 5 3 * *
- Посмотрите на ряд чисел.
- Что можете сказать?
(Некоторые карточки перевернуты)
- Какие карточки перевернуты?
(9,7,6,2,1)
- Кто догадался, как расположены числа в ряду? Докажите.
(В обратном порядке потому, что числа расположены от большего к меньшему)
- Что еще заметили?
(Пропущена карточка с числом 4.)
- Давайте проверим правильность выполнения.
(Карточки перевернуть.)
- Прочитайте, что получилось.
(Получился отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9)
2) Индивидуальная работа
(два ученика у доски заполняют пропуски. Проверка с помощью сигнальных карточек)
3+2= 6 – 1=
6+1 = 5 – 3=
4+1= 9 -1=
1+2= 4 -2=
4+= 5 7 - = 6
3.Фронтальная работа
- Чем похожи примеры в 1 столбике? (все примеры со знаком плюс)
- Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (оно становится больше, увеличивается)
- Чем похожи примеры во 2 столбике? (все примеры со знаком минус)
- Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (оно становится меньше, уменьшается)
- Соотнесите рисунок с записью. (4 слайд)
5 – 3 1+4 2+2 4 - 2 2+3
3+2 5 – 2 4+1 3+1 1+1
558165120015003015615120015004587240910590003796665977265004482465120015006819909772650013677909105900068199018669000
158686574295003910965742950032727907429500
(К 1 рисунку – 2+2, 4 – 2; ко 2 рисунку – 5 – 3, 2+3, 3+2, 5 – 2. Записи 1+4, 4+1, 3+1, 1+1 лишние)
III Самоопределение к деятельности
(один ученик работает у доски)
- Положите 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов? ( 9)
- Как это записать? (8+1=9)
- Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат? (оно увеличилось)
- На сколько увеличилось? (на1)
- А если положить ещё 1 квадрат, то на сколько увеличится количество квадратов? ( на 1)
- Почему количество увеличилось? (потому что прибавили к квадратам ещё 1)
- Как это записать? (9+1=10)
Такие примеры можно читать так: к 9+1 получится 10; или 9 увеличить на 1 – получится 10.
- Перед вами 10 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (9)
- Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (уменьшилось)
- Почему? (убрали 1 квадрат)
- На сколько уменьшилось число квадратов? ( на1)
- Было 10 квадратов, а осталось 9. Как это записать? (10 – 1=9)
- Прочитайте пример. ( из 10 вычесть 1- получится 9)
- кто сможет прочесть пример, используя слово уменьшить? (10 уменьшить на 1 получится 9)
- Кто сможет назвать тему урока.
IV Работа по теме урока
Работа по учебнику.
- Прочитайте на стр.68, чему мы будем сегодня учиться.
- Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)
- Сколько ласточек сидит на проводе? (8)
- Составьте по рисунку запись со знаком плюс. (8+2=10)
- Прочитайте запись двумя способами. (к 8+2 получится 10; 8 увеличить на 2 получится 10)
- Составьте по рисунку запись со знаком минус. (9 – 1=8)
- Прочитайте запись двумя способами. (из 9 вычесть 1- получится 8; 9 уменьшить на 1- получится 8)
- Прочитайте записи со словом увеличить (7 увеличить на 1- получится 8; 8 больше 7)
( по аналогии уч-ся читают остальные записи)
- Сделайте вывод. (когда увеличиваем, становится больше)
- Прочитайте записи со словом уменьшить…(10 уменьшить на 1-получится 9)
( по аналогии уч-ся читают остальные записи)
- Сделайте вывод. (когда уменьшаем, становится меньше)
V ФизминуткаПотянулись на носочках
Столько раз, сколько
пальцев на руках у вас.
Раз, два, три, четыре, пять
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Тише сядем, руки на парту положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
VI Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
- Какие геометрические фигуры нарисованы ниже? (круги, квадраты, треугольники)
- Какие из них можно назвать многоугольниками? (квадраты и треугольники)
- Объясните записи к кругам. (1+3 – к 1 красному кругу +3синих круга. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4 – 1 – было 4 круга, убрали 3 синих круга, остался 1 красный круг. Кол-во кругов уменьшилось на 3.)
- Прочитайте записи к другим рисункам со словами увеличили, уменьшили. (1 увеличить на 4 – получилось 5;5 уменьшить на 4)
- Измерьте отрезки. Какое правило нужно помнить? (начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка)
- Чему равны длины отрезков? (Розовый-9см, зелёный-6см, синий-9см)
- Составьте соответствующие равенства и неравенства. ( 9см>6см, 9см=9см, 6см<9см)
(Работа в парах. Проверка на листах) (5слайд)
Физминутка Физминутка для глаз
Работа в тетради на печатной основе.
- Самостоятельное выполнение заданий на стр. 25 (6-8слайд)
VII Рефлексия
Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока.
- Вспомните, какую тему изучили?
- Чему мы научились?
- Что значит увеличить на…, уменьшить на…
- Оцените свою работу и работу своих товарищей.
-Сможем мы прикрепить веселые смайлики солнышку?
Я хочу сказать вам спасибо за работу на уроке.
Урок окончен.