Конспект урока математики , 2 класс, тема: «Увеличить в… Уменьшить в…», УМК «Образовательная система «Школа 2100»


Проект урока математики
1.Общие сведения:
Математика , 2 класс, авторы учебника «Математика» Т.Е.Демидова, СА.Козлова, А.П.Тонких, А.Г.Рубин и др.
УМК «Образовательная система «Школа 2100»
Изучаемый раздел: Умножение и деление чисел.
Тема урока: «Увеличить в… Уменьшить в…»Цель: познакомить детей с новыми понятиями «Увеличить в…» и «Уменьшить в…» несколько раз.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Задачи урока:
Предметные задачи:
1. Познакомить детей с новыми отношениями на множестве натуральных чисел.
2. Ввести формулировки этих отношений.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи (треугольники Паскаля).
Метапредметные задачи:
Познавательные УУД
Способствовать развитию умений
1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;
4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Коммуникативные
Способствовать развитию умений
1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
9. – работать консультантом и помощником для других ребят;
10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные
Способствовать развитию умений
1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование:
Математика , 2 класс, авторы учебника «Математика» Т.Е.Демидова, СА.Козлова, А.П.Тонких, А.Г.Рубин и др.
страницы 40-41; мультимедийная презентация (представлена в Приложении 1); раздаточный материал
2.Дидактическое обоснование:
Учащиеся класса, в целом, имеют адекватную, нормативную самооценку своих возможностей. Ребята умеют определять цель урока под руководством учителя. Учащиеся имеют навыки самооценки, могут оценить свою работу и работу одноклассников. У ребят развиты навыки саморегуляции. Коммуникативные навыки развиты в соответствии с возрастом детей. Ребята охотно сотрудничают, как с учителем, так и друг с другом.
Для диагностики УУД использовались методики из методического пособия «Изучение универсальных учебных действий младших школьников», авторы-составители: Еделева Е.Г., Ерёмина В.Ю., Ерёменко Н. А., Шилова О.В. – Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2014. – 186с.
Результаты диагностических исследований
УУД Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Личностные 36% 52% 12%
Познавательные 24% 64% 12%
Регулятивные 36% 44% 20%
Коммуникативные 24% 44% 32%
На данном этапе обучения дети учатся выполнять действия умножения и деления чисел, развивают умение решать задачи.
3.План урока
1. Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности (организационный момент) - 1 минута
Проверка домашнего задания – 9 минут
Фронтальная работа – 5 минут
2. Открытие нового знания – 10 минут
3. Формулирование темы и целей урока – 2 минуты
4. Первичное закрепление -7 минут
5. Систематизация и повторение – 7 минут
6. Итог урока. Рефлексия деятельности – 3 минуты
7. Домашнее задание – 1 минута
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяТеоретическое обоснование
I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнём урок.Будем мы писать, трудиться,Ведь заданья нелегки.Нам, друзья, нельзя лениться,Так как мы ученики.
Учитель спросит – надо встать.Когда он сесть позволит – сядь.Ответить хочешь – не шуми,А лучше руку подними.
Куда мы с вами попадём –Узнаете вы скоро.В известной сказочке найдёмПомощников весёлых.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего запоминания таблицы умножения.
4. Фронтальная работа.
(На слайде 2 представлена спрятанная картинка, которая по частям будет открываться при правильном выполнении заданий)
а) Продолжите каждый ряд на 3 числа (числа записаны на плакате на доске (те, которые надо называть спрятаны, при назывании учитель их открывает).
2 4 6 …
6 9 12 …
8 12 16 …
10 15 20 …
14 21 28 35 …
6 12 18 24 …
Ребята, посмотрите, кто у нас получился?
Давайте поможем Колобку. Чтоб ему уйти от зайца, ему надо выполнить задание (Слайд 3)
б) Увеличьте числа 1-й строки на 2.
Чтобы Колобку уйти от волка, ему надо выполнить задание (Слайд 4)
Уменьшите числа 2-й строки на 3.
Чтобы Колобку уйти от медведя, ему надо выполнить задание (Слайд 5)
Уменьшите числа 3-й строки на 4.
Чтобы Колобку уйти от лисички - сестрички, ему надо выполнить задание (Слайд 6)
Увеличьте числа 4-й строки на 5.
Но лиса хитрая, задает ему еще задачки. Если он их разгадает, то лисица отпустит Колобка. Поможем?
(Слайд 7)
в) Решите задачи (записаны на слайдах).
• Вечером на клумбе было 5 распустившихся роз, утром распустились ещё 2 бутона. Сколько распустившихся роз стало на этой
клумбе? Число роз увеличилось или уменьшилось? На сколько?
(Слайд 8)
• Утром на клумбе было 7 роз. К вечеру 1 розу срезали. Сколько роз
стало на этой клумбе? Число роз увеличилось или уменьшилось?
На сколько?
Отпустила лиса Колобка и покатился Колобок по кривой тропинке домой к бабушке и дедушке.
Физкультминутка для глаз. (Слайды 9-21) Ребята красиво стоят около своих парт.
Тихо садятся на свои места, проверяют свою посадку.
У доски решают задачу 5 (а) и уравнения 6 (стр.38-39 учебника) 4 обучающихся, потом по очереди объясняют решение, все остальные ребята проверяют, так ли у них выполнено домашнее задание.Задача5 (а).
1сп.(краткая запись)
Масса плода кокосовой пальмы – 2 кг.
Масса плода сейшельской пальмы – на 22 кг. больше
2 сп.(схема)
2кг
Масса плода кокос. пал.
22кг
Масса плода сейшел. пал.
?кг
Масса 2 плодов сейшельской пальмы - ? кг.
Решение:
2+22 = 24(кг) – масса одного плода сейшельской пальмы.
24*2 = 24+24=48 (кг)
Ответ: Масса 2 плодов сейшельской пальмы равна 48 кг.
Задание 6.
у – 32 = 30,
у =30+32 ,
у =62.
Проверка:
62-32=30,
30=30.
Ответ: 62.
(В уравнении неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. В нашем
случае: к 30 прибавляем 32, получаем 62. Выполним проверку. Подставим в данное уравнение вместо у найденное число 62. Получаем в левой части уравнения 62-32, правую часть переписываем 30. Сосчитаем, что получается в левой части уравнения
62-32=30, в правой части тоже записано 30. Получили равенство 30=30. Оно верное. Значит, ответ найден верно, у =62. Записываем в ответе: 62)х : 8 = 6,
х = 6*8,
х = 48.
Проверка:
48:8=6,
6=6.
Ответ: 48.
( В этом уравнении неизвестно делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. В нашем уравнении 6*8, получаем 48. Проверим, подставив найденное значение вместо х. Получаем в левой части уравнения 48:8, в правой – переписываем 6. Проверим, сколько получается в левой части и приравниваем к правой части. У нас получается 6 = 6. Равенство верное, значит, мы нашли решение (или корень) уравнения. Записываем его в ответ: 48)х*4 = 16,
х = 16:4,
х = 4.
Проверка:
4*4 = 16,
16 = 16.
Ответ: 4.
( В данном уравнении неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. У нас произведение 16 разделим на известный множитель 4, получаем 4. Подставим вместо х полученное число, получаем в левой части уравнения 4*4, в правой части уравнения16. Перемножим в левой части 4*4=16 и приравняем левую и правую части уравнения. Получаем верное равенство16=16. Мы нашли решение (или корень) уравнения. Записываем ответ: 4)
Нескольким (трем) ребятам выдаются карточки с заданиями:
Сосчитай, сколько получится:
4*7= 4*9 =
5*8= 3*7 =
6*9= 2*5 =
Выполни примеры по действиям (если нужно, действия выполни в столбик):
54: (48-39)+54 =
(5*8 – 3*8 )+2*8 =
Как только ребята выполнят работу, они дают ее проверить соседу по парте, после этого проверяющие поднимают руку, учитель их у них собирает.

Работа ведется устно. Ребята поднимают руку, отвечают
… 8 10 12 (щелчок)
… 15 18 21(щелчок)
… 20 24 28(щелчок)
… 25 30 35(щелчок)
… 42 49 56(щелчок)
… 30 36 42(щелчок)
Колобок
4 6 8 10 12 14
3 6 9 12 15 18
4 8 12 16 20 24
15 20 25 30 35 40
5+2=7 (роз) – стало на клумбе
7 распустившихся роз стало на этой клумбе
Увеличилось
На 2
7-1 = 6 (роз) - стало на этой клумбе
6 роз стало на этой клумбе
Уменьшилось
На 1 Умение слушать учителя, проверять свою готовность к уроку
Умение слушать одноклассника, задавать конкретные вопросы.
Умение проверять правильность выполнения своего домашнего задания.
Умение самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.
Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
Умение строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем.
Умение анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.
Формирование адекватной самооценки. Развитие слухового восприятия. Дифференциация по степени сложности и самостоятельности. Создание ситуации успеха. Формирование вычислительных навыков.
Формирование вычислительных навыков.
Долговременная память, мотивация, актуализация
Связь с жизненной ситуацией.
Здоровьесберегающие технологии.
Связь с жизненной ситуацией.
Умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Умение активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
Умение самостоятельно читать и объяснять информацию.
Умение анализировать тексты простых задач.
Умение ставить цель урока.
Умение самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.
Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
Умение участвовать в обсуждениях, работая в паре.
Умение участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Здоровьесберегающие технологии.
Умение участвовать в обсуждениях, работая в паре.
Общеучебные навыки, умение работать с учебни-ком, тетрадью, раз-витие самостоя-тельности, само-контроля, взаимо-контроля,самооценка.
Общеучебные навыки, умение работать с учебни-ком, тетрадью, раз-витие самостоя-тельности, само-контроля, взаимо-контроля,самооценка.
Умение принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий).
Выполнять работу в соответствии с заданным планом
Умение понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
Умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Умение делать вывод, систематизировать полученные знания, проводить рефлексию своей деятельности.
II. Открытие нового знания
Колобок завертелся, закружился и…заблудился. Чтоб ему дорогу отыскать, надо загадки разгадать. Давайте ему помогать.
(Слайд 22)
1. Задание № 1, с. 40.
Практическая работа.
Работа с кружками по заданию, данному в учебнике.
Цель работы: 1) актуализация знаний о смысле действий сложения и умножения; 2) актуализация знаний о смысле отношения увеличить на…; 3) наблюдение за полученными выражениями; 4) формулировка результатов наблюдения: если к числу прибавили такое же число, то, значит, это число увеличили. Результат действия можно найти сложением, а можно и умножением.
- Как изменилось число красных кругов? (Щелчок)
- Можно сказать, что число красных кругов увеличили на 2.
- Какое выражение можно составить? (Щелчок)
- Как изменилось число синих кругов? (Щелчок)
- Можно сказать, что число синих кругов увеличили в 2 раза.
- Какое выражение можно записать? (Щелчок)
Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
- Ребята, повторим еще раз: как изменилось число красных кругов?
-А как изменилось число синих кругов? (Щелчок)
(Слайд 23)
3. Задание № 2, с. 40.
Практическая работа.
Цель работы: 1) актуализация знаний о смысле действий вычитания и деления; 2) наблюдение за полученными выражениями; 3) формулировка результатов наблюдения.
- Как изменилось число красных треугольников? (Щелчок)
- Можно сказать, что число красных кругов уменьшили на 3.
- Какое выражение можно составить? (Щелчок)
- Как изменилось число синих треугольников? (Щелчок)
- Можно сказать, что число синих треугольников уменьшили в 3 раза.
- Какое выражение можно составить? (Щелчок)
4. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
- Ребята, повторим еще раз: как изменилось число красных треугольников?
-А как изменилось число синих треугольников?(Щелчок) Давайте.
Их стало на 2 больше: столько же, да ещё 2.
Да, можно.
3+2
Их стало 2 раза по столько.
Да, можно так сказать.
3 * 2
Ребята читают вывод после задания 1 в оранжевой рамке.
Число красных кругов увеличили на 2.
Число синих кругов увеличили в 2 раза.
Их стало на 3 меньше: убрали 3 треугольника.
Да.
7-3
Их осталось 1 часть из трёх.
Да
6:3
Ребята читают вывод после задания 2 в оранжевой рамке.
Число красных треугольников уменьшили на 3.
Число синих треугольников уменьшили в 3 раза. III. Формулирование темы и целей урока. - Чему будем сегодня учиться?
(Слайд 24) Будем разбираться, что значит «уменьшить в…» и «уменьшить на…», «увеличить в…» и «увеличить на…». Чем они отличаются. IV. Первичное закрепление.
(Слайд 25)
Работа в парах.
Задание № 3, с. 40,
Вася составил два высказывания. Верны ли они?
а) Увеличить число в п раз (где п>1) – все равно, что умножить это число на п.
б) Уменьшить число в k раз (где k>1) – все равно, что разделить это число на k.
Мы уже засиделись и Колобок тоже устал. Надо немного подвигаться. Давайте разомнемся вместе с Колобком.
(Физкультминутка «Зарядка с Колобками», слайды 26-52).
Вот мы и отдохнули и с новыми силами можем помогать нашему другу Колобку найти дорогу домой. Для этого надо решить еще несколько заданий.
(Слайд 53)
Задание №4, с. 41.
Работа тоже ведется в парах.
Задание № 5, с. 41. проверяем у доски.
Увеличьте число 5:
а) в 4 раза;
б) на 4;
в) в 7 раз;
г) на 7.
Отличаются ли ответы?
Почему?
Задание № 6, с. 41. проверяем у доски.
Уменьшите число 18
а) в 3 раза;
б) на 3;
в) в 9 раз;
г) на 9.
Отличаются ли ответы?
Почему?
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу. Ребята работают в парах, соседи по парте обсуждают, верно ли каждое из высказываний Васи, потом кто-то один, по желанию, рассказывает свою точку зрения.
а) да, так как если число увеличилось в п раз, значит, его взяли п раз, а это действие умножения.
б) да, так как если число уменьшилось в k раз, значит стало меньше в k раз, а это деление.
Ребята к каждому рисунку подбирают соответствующее ему выражение и составляют рассказы, используя слова «увеличить на…», «увеличить в…», «уменьшить на…», «уменьшить в…». Выслушивается несколько рассказов ребят.
Выполняют с другой стороны доски двое обучающихся (первый – а) и б), второй – в) и г)).
а) 5 * 4 = 20
б) 5+4 = 9
в) 5 * 7 = 35
г) 5 + 7 = 12
Да
Потому что, если надо «увеличить на…» – надо выполнять действие сложения, а
если надо «увеличить в…» – надо выполнять действие умножения.
Выполняют с другой стороны доски двое обучающихся (первый – а) и б), второй – в) и г)).
а) 18 : 3 = 6
б) 18 + 3 = 21
в) 18 : 9 =2
г) 18 – 9 = 9
Да
Потому что, если надо «уменьшить на…» – надо выполнять действие вычитания, а
если надо «уменьшить в…» – надо выполнять действие деления.
V. Систематизация и повторение.
Выполним следующее задание. (Слайд 54)
Задание № 8
Гроздь винограда в задании 8 - это треугольник Паскаля. Два числа вкружках, расположенных рядом по горизонтали, – это слагаемые. Число в кружке, примыкающем снизу и образующем треугольник,– это сумма.
Сначала дается возможность ребятам самим найти закономерность. Если этого не происходит, то учитель разъясняет сам.
Потом ребята тоже парами выполняют. Проверяем совместно. (выведено на слайде) Детям раздаются карточки с такими же как в учебнике гроздями винограда. Ребята заполняют пропуски в первой грозди винограда.
Проверяют совместно с учителем. VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Взгляните на страницу 41 учебника. На желтом поле внизу страницы изображен Петя.
- Как изменилось число коробок с кругами у Пети? Оно увеличилось или уменьшилось?
- Сравните число коробок с жёлтыми кругами слева и справа.
- Сравните число коробок с жёлтыми кругами и число коробок с фиолетовыми кругами.
- Чему сегодня учились?
- И чем же они отличаются?
-Все верно, молодцы!
- Какие были трудности у каждого?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым важным?
- Что на ваш взгляд сегодня не получилось?
- Над чем обязательно нужно поработать?
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Кто считает, что сегодня на уроке он работал на отметку «5»?
- Кто работал на отметку «4» и хочет, чтобы я ему поставила?
Вы все задания выполнили верно, и Колобок покатился дальше. Мы помогли ему найти дорогу домой и он вернулся к бабушке и дедушке. Слева – 2, справа – 6 (3 раза по 2). Увеличилось 3 раза.
Число коробок с желтыми кругами равно 8, число коробок с фиолетовыми кругами равно 3. 8 больше 3 на 5, и 3 меньше 8 на 5.
Мы разобрались, что значит «уменьшить в…» и «уменьшить на…», «увеличить в…» и «увеличить на…». Чем они отличаются.
Если надо «увеличить на…» – надо выполнять действие сложения, а
если надо «увеличить в…» – надо выполнять действие умножения, если надо «уменьшить на…» – надо выполнять действие вычитания, а если надо «уменьшить в…» – надо выполнять действие деления. VII. Домашнее задание
А теперь запишем домашнее задание: задание № 7, № 8 (2-ю гроздь) , с. 41
(Слайд 56)
А Колобок вас благодарит за помощь. Молодцы, ребята! Хорошо поработали. (Слайд 57) Записывают в дневники домашнее задание. Самоанализ урока

п/п Параметр оценки Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 3 2 Реализация компетентностного подхода 2 3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность 3 4 Развивающая направленность заданий 3 5 Логика построения урока 3 6 Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора 3 7 Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора 3 8 Характер используемой наглядности 2 9 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 2 10 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей 3 11 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 2 12 Постановка учебных задач. Организация целеполагания. 3 13 Формирование познавательных УУД 3 14 Формирование регулятивных УУД 3 15 Формирование коммуникативных УУД 3 Всего баллов 41 Самоанализ и оценка проекта урока

п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Самооценка учителя Оценка преподавателя
1 Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта 2 3 Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 2 4 Соблюдение требований к плану урока 3 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 3 Общий балл 15