Рабочая программа кружка Комнатные цветы в школе 5 класс
Краснодарский край Темрюкский район пос.Таманский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2014 года
Директор МБОУ СОШ № 16
__________ _________________
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Комнатные цветы в школе»
ориентированная на достижение результатов определённого уровня
((тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
______________________кружок___________________________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
_«Комнатные цветы в школе»
(наименование)
_____________________________1 год____________________________
(срок реализации программы)
____________5 класс_________________
(возраст обучающихся)
Очеретная Нина Юрьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
1. Пояснительная записка
Ты должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица. И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Программа внеурочной деятельности «Комнатные цветы в школе» позволяет на практике реализовать интуитивное или осознанное стремление детей к познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды, т.к. в обычной жизни не всегда возможно систематические познавательные контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Мы стараемся окружить себя комнатными растениями везде, где бы мы ни жили. В первую очередь, потому что, они просто радуют глаз. Их краски, формы и ароматы наполняют атмосферу нашего дома теплом и уютом. Ухаживая за ними, мы снимаем стресс, обретаем душевное равновесие, а это так важно в быстро меняющемся мире. Эта программа поможет не только найти ответы на самые простые вопросы по разведению комнатных растений, но и поближе познакомиться с различными сортами того или иного вида, и найти их близких родственников в своих домах или других помещениях.
Комнатные растения – великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения. Это превосходный живой материал, который можно успешно использовать для образования и воспитания учащихся круглый год.
Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии, экологии, географии, медицины, изобразительного искусства.
Цель образовательной программы:
Развитие интереса к предмету, формирование экологической и эстетической культуры, приобретение учащимися экспериментальных навыков, умений наблюдать за природными явлениями, организация досуга ребят, расширения их кругозора.
Задачи образовательной программы:
1) расширить представления учащихся о многообразии комнатных растений, их происхождения, требованиях к условиям их жизни;
2) обучить учащихся основным приемам систематического и периодического ухода за комнатными растениями;
3) показать роль комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническую, экологическую, эстетическую)
Формы проведения занятий:
Лекции, беседы, практические работы, опыты, экскурсии, сообщения, подготовленные учащимися.
Режим занятий:
Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 5 класса, занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа, всего 70 часов.
2. Учебно-тематический план
№п/п
Наименование разделов/модулей, тем
Всегочасов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные
теория
Прак
тика
Внеаудиторные
экскурсии
I
Мир комнатных растений и их роль в жизни человека
14
10
4
1
Вводное занятие.
2
2
Знакомство с программой. Правила ТБ
2
Зеленые спутники человека – кто они?
2
2
Общее представление о комнатных растениях, их роли в жизни человека.
3
Откуда эти пришельцы?
2
2
История комнатного цветоводства. Происхождение комнатных растений.
4
Многообразие комнатных растений. Экскурсия
4
4
Знакомство с основными группами комнатных растений.
5
Растения – целители.
2
2
Знакомство с лекарственными растениями
6
Растения, требующие осторожности
2
2
Знакомство с ядовитыми комнатными растениями, раздражающими и ранящими кожу, вызывающими аллергию.
II
Работа по определению комнатных растений
8
4
4
1
Как узнать зеленого друга? Практическая работа
4
2
2
Знакомство с основными приемами определения комнатных растений.
2
Получите, друзья, документы. Практическая работа
4
2
2
Систематизация школьной коллекции комнатных растений.
III
Биология и экология комнатных растений
20
12
8
4
Практическая работа
2
2
Закладка опытов для изучения условий,
5
Мы тоже живые
4
4
Знакомство с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатных растений. Демонстрация опытов.
6
Кому где лучше живется
2
2
Знакомство с основными принципами размещения комнатных растений.
7
Понемногу, но каждый день! Практическая работа.
4
2
2
Знакомство с приемами систематического ухода за комнатными растениями.
8
Изредка, но обязательно! Практическая работа.
4
2
2
Знакомство с приемами периодического ухода за комнатными растениями.
9
Растениям тоже нужен доктор! Практическая работа.
4
2
2
Заболевания и вредители, меры профилактики и борьбы с ними.
IV
Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений
12
6
6
1
Как улучшить растениям условия жизни?
4
2
2
Знакомство с существующими видамит смены почвы (Перевалка, пересадка)
2
Откуда растения берут пищу?
4
2
2
Знакомство с основными видамипочв и способами подготовки земляных смесей для комнатных растений
3
Переселим зеленых друзей. Практическая работа
4
2
2
Осваивание практических умений и навыков по пересадке растений
V
Комнатное цветоводство и эстетика
12
6
6
1
Цветы и искусство
4
4
Цветы в жизни человека. легенды и предания о цветах. Цветы в живописи, искусство дарить цветы, их аранжировка
2
Цветоводство как хобби
4
2
2
Комнатное цветоводство как особое увлечение
3
Экскурсия в ботанический сад (или в детские учреждения с озеленением)
4
4
VI
Заключительное занятие. Подведение итогов за год
4
4
1
Портфель достижений учащихся.
2
2
2
Подведение итогов работы
2
2
7
итого
70
42
18
10
3. Содержание программы.
Мир комнатных растений и их роль в жизни человека (14ч). Знакомство с программой. Правила ТБ. Зеленые спутники человека – кто они? Откуда эти пришельцы? Общее представление о комнатных растениях, их роли в жизни человека. История комнатного цветоводства. Происхождение комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Экскурсия.(4ч.). Знакомство с основными группами комнатных растений. Растения – целители. Растения, требующие осторожности.
Работа по определению комнатных растений (8ч). Знакомство с основными приемами определения комнатных растений. Систематизация школьной коллекции комнатных растений. Практических работ (4ч.).
Биология и экология комнатных растений (20ч). Закладка опытов для изучения условий, необходимых для жизни растений. Знакомство с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатных растений. Демонстрация опытов. Знакомство с основными принципами размещения комнатных растений. Знакомство с приемами систематического ухода за комнатными растениями. Знакомство с приемами периодического ухода за комнатными растениями. Заболевания и вредители, меры профилактики и борьбы с ними. Практических работ (8ч.).
Работа по сохранению и обогащению коллекции комнатных растений (12ч). Знакомство с существующими видами смены почвы (перевалка, пересадка). Знакомство с основными видами почв и способами подготовки земляных смесей для комнатных растений. Осваивание практических умений и навыков по пересадке растений. Практических работ (6ч.).
Комнатное цветоводство и эстетика (12ч). Цветы в жизни человека. Легенды и предания о цветах. Цветы в живописи, искусство дарить цветы, их аранжировка. Комнатное цветоводство как особое увлечение. Эксурсий (6ч.)
Заключительное занятие. Подведение итогов за год (4ч). Подготовка к итоговому занятию. Портфель достижений учащихся. Подведение итогов работы.
Условия реализации программы
Помещение для занятий – школьный кабинет биологии, в котором имеется необходимое оборудование. Объектам реализации программы являются комнатные растения, находящиеся в учебных кабинетах, и зеленые зоны рекреаций.
4. Предполагаемый результат
После окончания обучения учащиеся должны иметь представление о многообразии комнатных растений, требованиях к условиям их жизни, усвоить основные приемы систематического и периодического ухода за комнатными растениями, осознать роль комнатных растений в жизни человека (санитарно-гигиеническую, экологическую, эстетическую). Научиться закладывать опыты для изучения условий, необходимых для жизни растений. Расширить знания учащихся о многообразии комнатных растений. Обратить внимание на содержание комнатных растений в зимнее время. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, навыки работы в команде.
5. Формы контроля
Выставка выращенных комнатных растений, озеленение школьных кабинетов. Вырастить комнатный цветок для мамы ко дню 8 Марта.
6. Методические рекомендации
Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках ботаники на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.
Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Большое внимание уделяется изучению ритмов развития растений, т.е. чередование периодов покоя и роста. Не зная этого, цветовод-любитель не может правильно организовать озеленение помещений. Также ребята осваивают особенности различных подкормок для регуляции различных этапов роста и развития растений.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
П
2
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители), энциклопедии комнатного цветоводства.
Ф
3
Тихонова А.Е., Нащочина М.М. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы. «Биология в школе». 1995, №4, с. 59
Д
4
Крюгер У., Янтра И. «1000 прекрасных растений в вашем доме, М.: БММ АО,1997
Д
5
Верзилин Н. «Путешествие с домашними растениями».
Д
6
Хен Рейнгардт. «Азбука цветов»: как дарить цветы, составлять букеты и ухаживать за срезанными цветами.
Д
7
Д-р Д.Г. Хессайон. «Все о комнатных растениях», Москва, Кладезь-Букс, 2000г.Д
Д
8
Д.Ниссен «Комнатные растения» практическая энциклопедия, издательство «Мир книги», 2006г.
Д
9
Ежемесячный журнал «Цветок», издательский дом «Толока»
Д
10
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2010г.
Д
11
Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1998г.
Д
12
Учебная программа кружка «Комнатное цветоводство» МУДОД СЮН 2000г.
Д
Печатные пособия
13
Плакаты по основным темам
Д
Технические средства обучения
14
Классная доска
Д
15
Мультемедийный проектор
Д
16
Компьютер
Д
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
17
Лупа
К
18
Микроскоп
Д
19
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения (для пересадки, перевалки комнатных цветов, кашпо, глинянная посуда)
К/Ф
Натуральные объекты.
20
Живые объекты (комнатные растения).
Д
Оборудование класса
21
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
К
22
Стол учительский с тумбой.
Д
23
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
К
24
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего
Д
25
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Д
26
Полки для «Уголка книг».
Д