Речь. Речевые и неречевые звуки
Тема: Речь. Речевые и неречевые звуки.
Цель: формирование понятий «Звук», «Буква», «Согласный звук», «Гласный звук»
Задачи: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах; учить придумывать слова с заданными гласными и согласными звуками; закрепить буквы А, О, У; развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Ход занятия:
РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.
- Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас!
- Что вы услышали?
- Какие это звуки: речевые или неречевые?
- Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
– А что же такое речевые звуки?
Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.
Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.
Игра «Узнай звук» (по артикуляции).
Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам).
- Какие это звуки гласные или согласные?
- А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам).
– У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.
Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)Игра «Найди звук в начале слова»
Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].
Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] .
2. Время года, которое заканчивается на звук [о].
Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] .
Игра «Назови лишнее слово» Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Игра «Найди место звука в слове»
Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка. Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].
- А теперь давайте обозначим звуки буквами. Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква У. - Вспомните правило о буквах.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Игра «Чудесный мешочек». - У меня в чудесном мешочке лежат буквы. На ощупь узнайте букву.
- Нарисуйте букву в воздухе. Выложите свою букву (из косточек, шнурочков, палочек).
Итог занятия. - Какие бывают звуки? - Какие речевые звуки мы сегодня вспомнили