Объединение дополнительного образования детей Юный физик
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
(МБОУ СШ № 4)
Рекомендована Утверждена
методическим советом приказом директора школы
МБОУ СШ № 4 МБОУ СШ №4
г. Дзержинск г. Дзержинск
протокол № 10 от 26.06.2016 от 30.08.2016 №224-п
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный физик»
естественнонаучная направленность
срок реализации 1 год
возраст детей 10-13 лет
Корчагина Татьяна Алексеевна,
учитель физики
г. Дзержинск, 2016г.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной, составлена на основе программы «Занимательная физика» Дворца детского творчества, г. Санкт-Петербурга, автор: Шабловский В. А., педагог дворца, и практических рекомендаций по составлению и оформлению образовательных программ в соответствии с письмом МО РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 с учетом специфики образовательного учреждения, знаний возрастных психолого-педагогических, физических особенностей детей.
Кризис естественнонаучного образования в России в конце XX в. для астрономии наметился еще в конце 70-х гг. и выразился первоначально в резком падении обычно весьма высоких конкурсов на физические специальности в университетах. К концу века этот кризис распространился и на систему школьного образования: в резко уменьшился объем преподавания ряда предметов естественнонаучного цикла, снизилось качество учебников. Целый ряд причин обусловил снижение интереса к предметам естественнонаучного цикла: это и сравнительно небольшое количество профессиональных физиков в стране, невозможность полноценного преподавания физики в школе без наличия инструментальной базы, малое число учителей физики с профессиональной подготовкой. Подавляющее большинство современных профессиональных физиков еще школьниками начинали свои шаги в науке с занятий в кружках и факультативах по физике и с участия в школьных, городских турах олимпиад по физике. Данная программа реализуется для того, чтобы приобщить учащихся к изучению физики.
Цель программы – формирование у детей современной целостной естественнонаучной картины мира на базе системы первоначальных и основных физических знаний.
Задачи программы:
-познакомить учащихся с системой первоначальных физических знаний;
-расширить и закрепить знания учащихся по физике;
-привитие детям навыки серьезной работы в науке, изучающей процессы в окружающем нас мире природы;
-развить творческие способности детей;
-подготовить детей к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
-получить знания основ физики - системы начальных, общих основных и специальных физических знаний, включающий в себя формирование понятий о физике как науке, основных ее разделах, методах и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе процессов, и физических явлений;
-приобрести умения и навыки применения естественнонаучных знаний на практике.
Учащиеся должны получить:
- воспитание нравственности и гуманитарно-эстетических начал на основе физических знаний;
-воспитание трудолюбия, чувства взаимопомощи, умения работать в коллективе;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
У учащихся должны быть:
- сформированы устойчивые познавательные интересы;
-развиты познавательные возможности, такими как, овладение разнообразными логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально-логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- беседы на каждом занятии;
- тестовые проверки в конце тем;
- демонстрация умений;
- листы наблюдений;
- викторины, конкурсы.
Формы проведения итогов реализации программы:
- миниконференция «Юный физик»;
- защита проектов и презентаций.
Направленность программы: естественнонаучная.
Возраст детей: 10-13 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятий
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Механические явления
6
3
3
1
Механическое движение
2
1
1
2
Взаимодействие тел
2
1
1
3
Законы сохранения
2
1
1
3
Тепловые явления
4
2
2
1
Агрегатные состояния вещества
2
1
1
2
Тепловые машины
2
1
1
4
Электричество
6
3
3
1
Закон сохранения заряда
2
1
1
2
Электрическая цепь
2
1
1
3
Электроприборы
2
1
1
5
Магнетизм
6
3
3
1
Магнитное поле
2
1
1
2
Вещество в электромагнитном поле
2
1
1
3
Электромагнитные приборы
2
1
1
6
Колебания и волны
6
3
3
1
Колебательное движение
2
1
1
2
Волновые процессы
2
1
1
3
Оптика
2
1
1
7
Квантовая физика
6
3
3
1
Квантовые свойства света
2
1
1
2
Методы регистрации частиц
2
1
1
3
Мир элементарных частиц
2
1
1
8
Миниконференция «Юный физик»
1
-
1
9
Экскурсия в НГТУ
1
-
1
Всего:
37
17
20
Содержание программы
1. Вводное занятие. План работ на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Выбор темы проекта, презентации.1ч
2. Механические явления, 6ч
2.1Механическое движение.2ч Теория. Виды движения - прямолинейное равномерное, прямолинейное равноускоренное, криволинейное. Характеристики движения. Практика. Исследование видов движения. Решение экспериментальных задач по теме
2.2Взаимодействие тел.2ч Теория. Законы Ньютона. Характеристики взаимодействия. Закон Всемирного тяготения. Практика. Исследование законов взаимодействия тел. Решение экспериментальных задач по теме.
2.3Законы сохранения.2ч Теория. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Характеристики законов. Практика. Исследование законов сохранения. Решение экспериментальных задач по теме
3. Тепловые явления, 6ч
3.1Агрегатные состояния вещества.2ч Теория. Три агрегатных состояния вещества. Молекулярно-кинетическая теория строения вещества. Внутренняя структура вещества. Свойства вещества. Характеристики тепловых явлений. Фазовые переходы. Практика. Исследование агрегатных состояний вещества. Решение экспериментальных задач по теме.
3.2Тепловые машины.2ч Теория. Виды тепловых машин. Принцип действия тепловых машин. Характеристики тепловых машин. Практика. Работа теплового двигателя. Решение экспериментальных задач по теме.
4.Электричество,6ч
4.1Закон сохранения заряда.2ч Теория. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Характеристики электрического поля. Практика. Действие электроскопа. Решение экспериментальных задач по теме.
4.2Электрическая цепь.2ч Теория. Элементы электрической цепи. Характеристики электрического тока - напряжение, сила тока, сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Практика. Сборка электрической цепи. Решение экспериментальных задач по теме.
4.3Электроприборы.2ч Теория. Электрические приборы в школе и дома. Характеристики приборов. Закон Джоуля-Ленца. Практика. Работа с электроприборами. Решение экспериментальных задач по теме.
5.Магнетизм, 6ч
5.1Магнитное поле.2ч Теория. Магнитное поле. Электромагнитное поле. Характеристики магнитного поля. Закон электромагнитной индукции. Практика. Опыт Ленца. Решение экспериментальных задач по теме.
5.2Вещество в электромагнитном поле.2ч Теория. Взаимодействие электромагнитного поля с проводником с током, с заряженной частицей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки. Самоиндукция. Практика. Опыт Фарадея. Решение экспериментальных задач по теме.
5.3Электромагнитные приборы.2ч Теория. Электромагнитные приборы в школе и дома. Виды, классификация, принцип действия, устройство электромагнитных приборов. Практика. Работа на осциллографе. Решение экспериментальных задач по теме.
6.Колебания и волны, 6ч
6.1Колебательное движение.2ч Теория. Колебательное движение. Характеристики колебательного движения. Колебательные системы. Характеристики колебательных систем. Резонанс. Практика. Работа математического маятника. Решение экспериментальных задач по теме.
6.2 Волновые процессы.2ч Теория. Волновые процессы. Характеристики волнового процесса. Виды волн. Механические волны. Звуковые волны. Световые волны. Электромагнитные волны. Практика. Работа на осциллографе. Характеристика электромагнитной волны. Решение экспериментальных задач по теме.
7.Квантовая физика,6ч
7.1Квантовые свойства света.2ч Теория. Корпускулярно-волновой дуализм. Корпускулярные свойтсва света. Фотоэффект. Эффект Комптона. Волновые свойства света. Отражение. Преломление. Дисперсия. Дифракция. Интерференция. Шкала электромагнитных волн. Практика. Исследование интерференции, дифракции, дисперсии света.
7.2Экспериментальные методы регистрации частиц.2ч Теория. Экспериментальные методы регистрации частиц. Спектральный анализ. Спектры электромагнитных излучений. Спектры поглощения и излучения. Спектры сплошные, линейчатые, полосатые. Молекулярно-кинетическое строение вещества. Практика. Исследование спектров различных веществ.
7.3 Мир элементарных частиц.2ч Теория. Строение атома. Модели строения атома. Радиоактивность. Дозиметрия. Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц. Кварки. Характеристики элементарных частиц. Античастицы. Антивещество. Практика. Исследование поведения частицы в магнитном поле по фотографии трека. Определение дозы радиоактивного излучения в кабинете дозиметром.
8.Миниконференция «Юный физик». Защита творческих проектов, презентаций. 1ч
9.Экскурсия. НГТУ. 1ч
Методическое обеспечение
Обучающиеся не просто знакомятся с физикой, но и получат навыки и умения наблюдения и исследования различных экспериментов, а также могут принять участие в физических олимпиадах городских и областных. Основной базой для этой работы являлась сотрудничество с НГТУ. Таким образом, образовательная программа "Юный физик" основана на интеграции образовательного и научного учреждений.
Содержание дополнительного образования в области физики структурировано согласно общедидактической концепции образования как элемента социального опыта человечества: от приобретения теоретических и практических физических знаний до самостоятельных исследований и умения оценивать свою деятельность. Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Такая логика образовательного процесса позволяет моделировать разноуровневые программы, доступные детям различного возраста, уровня развития, базовых знаний по физике.
Основными направлениями работы является: углубленное изучение курса физики, общей и практической. Основное ударение делается на привлечении учащихся к работе с научными проектами по физике с использованием наблюдений, исследований, эксперимента, с применением компьютерной техники для работы и общения в мировой компьютерной сети.
Исследовательский метод в технологии интегрированного дополнительного образования физики реализуется как способ творческой деятельности детей по решению новых для них задач. Представляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, необходимо, чтобы обучающиеся максимально проявили черты творческой деятельности, необходимые для ее решения: постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез и предложений, выявление связей наблюдаемого явления с другими (изучение физических явлений посредством наблюдений и обработки их результатов или теоретических исследований), формулирование решения, его проверка, практические выводы о применении полученных в результате этого процесса познания результатов.
Формы подведения итогов реализации представляемой программы предполагаются различными. Сюда входят миниолимпиады и миниконференции, на которых проводится конкурс на решение задач по физике, докладываются результаты самостоятельных исследований детей, обсуждаются работы, выдвигаемые на конкурсы. Наиболее показательными с точки зрения качества реализации программы "Юный физик" является участие детей в конкурсах и олимпиадах по физике. Реализация программы основана на принципе гуманизации, о чем свидетельствует самостоятельный выбор обучающимися области научного исследования и работы в ней. На занятиях ребята знакомятся с основными этапами развития физики, правилами обращения и использования физических инструментов, методами исследования и вычисления результатов. Выполняют лабораторные эксперименты, проводят наблюдения, обрабатывают и анализируют полученные результаты. Пройдя курс обучения, ребята могут представить и защитить свои работы на городской научно-практической конференции школьников «Старт в науку» по теме: «Физика».
Материально-техническое оснащение:
Тележки, секундомер, сантиметр.
Калориметр, термометр, весы.
Тепловой двигатель.
Электроскоп.
Элементы электрической цепи: вольтметр, амперметр, резисторы, ключ, реостат, соединительные провода, батареи.
Электроприборы: электрический звонок, электрочайник.
Кольца Ленца, магниты.
Миллиамперметр, элктрокатушка, магнит.
Осциллограф.
Математический маятник.
Спектроскоп. Набор трубок с различными веществами.
Набор спектральных карт для различных веществ.
Набор фотографий треков различных частиц в магнитном поле.
Дозиметр.
Компьютер. Мультимедийный диапроектор.
Литература
Для педагога и детей:
1.Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. 1. Изд. 2-е, переработ. – М.: Просвещение, 2002. – 176 с.
2.Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. 2. Изд. 2-е, переработ. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
3.Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. 3. Изд. 2-е, переработ. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
4.Билимович Б. Ф. Тепловые явления в технике: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2001. - 96с., ил.
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Прогулки с физикой. М.; "Бюро Квантум", 2006. 190 стр, 132., ил.
6.Гарднер М. Этот правый, левый мир. - М.: Мир, 2007.
7.Гнедина Т. Е. . Физика и творчество в твоей профессии: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2008. - 159с., ил. - (О профессиях, производстве и людях труда).
8.Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 2004;
9.Киященко Н.И. Сущность прекрасного. - М.: Молодая гвардия, 2007.
10.Ковтун В.П. Занимательный мир физики. - С.-Пб.: Дельта, 2007.
11.Ландау Л. Д. , А. И. Китайгорский. Физика для всех. Издание 4-е, , испр. и дополн.. Изд. М.., Главная редакция . Физико-математ. литература. "Наука", 2008. - 207с., ил.
12.Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 2001.
13.Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 2006.14.Остер Г. "Физика, задачник", издательство "Росмэн", 2007. Содержит более 200 занимательных задач по физике.
15.Перельман Я. И.. Занимательная физика. В 2-х книгах. Книга №2. - 21-е изд. испр. и доп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математич. литер., 2003. - 272с.
16.Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? - М.: Наука. Гл. редактор физ. - мат. литература, 2002, 272с.
17 Тарасов Л. В. Физика в природе: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2008. 351с., ил.
18.Тихомирова С.А. Мир физики в художественной литературе. – М.: Школа-Пресс, 2007.19.Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. - М.: Омега, 2004. - 256с., ил.
20.Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. – М.: Знание, 2006.21.Чандаев С.А. Физика и человек. – М.: АО Аспект-Пресс, 2004.
22."Что такое, Кто такой", энциклопедический сборник в 3 томах. Издательство "Педагогика-Пресс", 2002.
23. Инохович А.С. Справочник по физике. – М.: Просвещение, 2009.
24. Кабардин О. Ф. Физика: справочные материалы. Учебное пособие для учащихся - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 367с., ил.
25.Окслед К. , К. Стокли, Д. Уэртхайм "Физика. Школьный иллюстрированный справочник", издательство "Росмэн", 2005.
26.Стоцкий Л. Р. Физические величины и их единицы: Справочник. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004. 239с.
27.Яворский Б. М. , Ю. А. Селезнев. Справочное руководство по физике. 4-е изд., испр. - М.: Наука. - Гл.ред.физ. - мат.лит., 2009. - 576с.
13PAGE 15
13PAGE 141115
15